Выбрать страницу

Анатомия гнева

Какие грехи порождает гневливость? Можно ли купировать приступ гнева в самом зачатке? До чего могут довести отсутствие отпуска и обилие кофе? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, размышляет о гневе.

Во всяком человеке, конечно, таится зверь, зверь гневливости…
Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»

Гнев – это очень сильная эмоциональная реакция, которая возникает в тех случаях, когда затрагивают что-то важное для человека. Гнев по своей природе может быть благим и злым. О гневе праведном можно прочитать в Писании. Апостол Павел призывает: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26). Разумный гнев – оружие в противостоянии злу, но грехопадение смешало и извратило человеческие свойства и качества, и в итоге гнев стал пороком, злым и вредоносным. Безусловно, православным христианам надо бороться с ним.

У всех святых отцов можно найти множество советов о том, как бороться с гневливостью. В психологии же такое понятие вообще не выделяют, вместо него изучают агрессию. Есть множество классификаций относительно того, на кого и как она направлена: физическая и вербальная, активная и пассивная, коллективная и индивидуальная, и так далее. Психология подробно изучает её механизмы, но всё равно все проблемы агрессии коренятся в свойствах человеческой души. Мы живём в мире, где очень высок ритм жизни, быстро меняются события, люди получают много информации, переживают постоянные стрессы. Всё это ведёт к раздражительности, агрессии, гневу. Это чрезвычайно острая проблема, которая требует преодоления.

Гнев сочетается со многими страстями и рождает обширный спектр других пороков. Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что гнев в союзе со скупостью порождает ненависть к нищим, а в сочетании с печалью – раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство. Соединённый с унынием, он рождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм; с тщеславием – зависть, злопамятство и мстительность; с гордыней – человеконенавистничество, фанатизм, беспощадность. Так что это совсем не безобидная проблема.

Святые отцы о гневе:

«Гнев – небезопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно» (свт. Григорий Богослов).

«Находясь в раздражении, мы не в состоянии будем ни сказать, ни услышать что-либо здравое; освободившись же от страсти, и сами никогда не произнесём обидного слова, и в словах других не услышим обиды» (свт. Иоанн Златоуст).

«Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми» (прп. авва Исаия).

«Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале» (свт. Василий Великий).

В запущенном состоянии гневливость может привести к весьма печальным результатам. Ещё один вид гнева – это холодное равнодушие, когда вместо христианского прощения в душе поселяется бесовское безразличие. Человек становится холоден к добру и голосу Божию, проявляет бесчувственность ко всему. Христианин же должен быть очень восприимчивым к страданиям и нуждам других. Равнодушный человек – плохой христианин.

К греху гнева можно отнести и жестокое отношение к животным, когда человек с особым наслаждением и извращённым энтузиазмом мучает тех, кто не может ему противиться. Сейчас это особо актуально, потому что уже появились такие «клубы по интересам». Конечно, это нельзя оставлять безнаказанным, потому что тот, кто сегодня мучает кошку или щенка, завтра переключится на человека.

Мы обязаны бороться с гневливостью, поскольку она отравляет и разрушает человека. Он подобен машине, которая мчится на полной скорости без тормозов. Гнев вредит и гневливцу, и окружающим. Только праведный человек гневается на себя и свои пороки, что же касается грешника, то он может нанести ближним реальный вред.

Святой Паисий Святогорец рекомендовал не доходить до гнева, пресекать его на подступах. Он сравнивает его с закипающим молоком, которое, если не угасить огонь, обязательно выплеснется. Как же воплотить совет преподобного в жизнь?

Есть очень эффективный и действенный святоотеческий совет: никогда не кричи, и не придёшь во гнев. В Священном Писании сказано: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Гнев нужно останавливать на подступах. Обычно он проявляется через повышенный голос, крик. Следует не позволять себе кричать – ни на детей, ни на ближних, ни на коллег. Преподобный Паисий рекомендует в такие моменты обратиться к молитве: читать «Верую». Только Господь способен исцелять духовные недуги. Не помогут никакие практики и методики, потому что они малоэффективны в такие моменты.

Бывает так, что ближний разгневался, нас заразил, пошла цепная реакция, в итоге – да здравствует большой скандал. С такими ситуациями можно бороться смирением и молчанием. Молчание вообще обезоруживает – как и молитва, и смирение. Первая заповедь блаженства – «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть смиренные люди. Гневливый человек рядом – это почва для смирения.

Преподобный Паисий Святогорец напоминает о том, что Господь учил нас быть мудрыми, как змеи. Змея – опасное животное, коварное, может уничтожить человека, но у неё есть качество, полезное всем нам: она осторожна, умеет ускользнуть в момент опасности. Так и христианам нужно научиться уходить от конфликтных ситуаций, отстраняться.

Святые отцы о борьбе с гневом:

«Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твоё» (прп. Антоний Великий).

«Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо«(прп. Ефрем Сирин).

«Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие» (прп. Григорий Синаит).

«Если будет тебе нужно обличить брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство» (прп. авва Исаия).

«Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения» (прп. Амвросий Оптинский).

Гнев – явление очень неоднозначное. Один из способов корректировать его – выяснить причину. Он может быть связан с какими-то проблемами на работе, со здоровьем, усталостью, раздражительностью, неудовлетворённостью, загруженностью. Нужно разобраться: что именно вас не удовлетворяет, какие вопросы не решены, что тяготит. Если решить эти проблемы – профессиональные, домашние, со здоровьем – станет легче жить: понижается градус стресса, напряжения, усталости. Проработал три года без отпуска – нужно просто отдохнуть, тогда, возможно, и гневливость пройдёт.

Склонность к гневу может быть связана даже с питанием. Праведный Иоанн Кронштадтский писал об этом. Он призывал избегать пищи и напитков, которые возбуждают человека. Сейчас принято по сто чашек кофе в день пить, есть шоколад, специи, что приводит организм в возбуждённое состояние. Оно становится причиной раздражительности, крика и в итоге гнева. Потому святой Иоанн предлагал такую пищу вкушать очень ограниченно и не на голодный желудок. Можно полностью исключить её из рациона, и тогда человек будет чувствовать себя намного свободнее, потому что наше тело очень тесно связано с душой.

Записала Екатерина Щербакова
Сайт Горловской и Славянской епархии

Просмотрено (59) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы