Выбрать страницу

«С Новым годом и Рождеством!..» Мысли в Рождественский пост

«С Новым годом и Рождеством!..» Мысли в Рождественский пост

Почти каждый человек надеется на перемены в новом году. И только судьба единственного Человека не изменится: она была предсказана, прожита и повторяется вновь и вновь: Рождество, проповедь, Голгофа…

«С Новым годом и Рождеством!..» Именно так теперь принято поздравлять у нас с «зимними праздниками».

«С Новым годом!..» – это про наши надежды на лучшее, про наши планы на будущее, про «новое счастье», про «волшебную ночь», которая бывает только раз…

В новом году кто-то отправится кататься на лыжах. Кто-то совершит долгожданную покупку или въедет в новую квартиру. Кто-то найдет себе лучшее место под солнцем. У кого-то дети в новом году пойдут в школу, закончат ее или поступят в вуз. Кто-то встретит свое счастье – найдет «вторую половину», создаст семью, родит на свет чадо…

Почти каждый человек накануне Нового года надеется и просит себе у «судьбы» удачи, счастья, здоровья, денег, славы и прочая, и прочая, и прочая…

И только судьба одного единственного Человека в наступающем году никак не изменится. Она была задолго предсказана, расписана по дням и месяцам, записана, прожита и для православного христианина повторяется вновь и вновь.

Паки и паки каждый год 25 декабря по церковному календарю в мир приходит Его Спаситель – от Девы Марии рождается «богоипостасная плоть»[1] – Богомладенец Иисус. И каждый христианин призывается Церковью в течение года вновь сердцем и умом пройти с Ним Его земной путь.

Мысленно сшествовать с Иосифом и Марией из Назарета в Вифлеем на объявленную римлянами перепись. Затаив дыхание, невидимо стоять в пастушеской пещере у кормушки для скота – яслей со спеленатым Владыкой мира. Дивиться рассказу пришедших поклониться Ему пастухов. Прийти со святым семейством в Иерусалимский храм, куда принесут Младенца «представить пред Господа» (Лк. 2: 22) в качестве жертвенного первенца, заклание которого до времени заменят жертвоприношением «двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 24). Вместе с Матерью Младенца услышать тревожное – сказанное о Нем ветхим старцем Симеоном: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2: 34). И страшное продолжение: «Тебе же Самой меч пройдет душу, чтобы были открыты из многих сердец рассуждения» (Лк. 2: 35).

Всматриваться в дары, принесенные издалека волхвами, и размышлять об их сокровенном смысле (см.: Мф. 2: 1–12). Стать беженцем и вместе со Святым Семейством скитаться по Египту. Вернуться с Ними на родину (см.: Мф. 2: 13–23). Убедиться в исполнении пророчества, увидев, как одни люди восторженно встречают и слушают тридцатилетнего Иисуса, вышедшего на проповедь Израилю, а другие соблазняются о Нем и осуждают за мнимое нарушение Закона – за милость к падшим и заблудшим, за добротворение в субботы. Увидеть, как растет ажиотаж – восторг и ликование от чудес, исцелений и воскрешений мертвых у первых и зависть, гнев, ненависть у вторых…

Всё это повторится в новом церковном году, как и в прошлом, как и века назад… За Рождеством придет Богоявление, Сретение. Наступит Великий пост, Страстная седмица, Великий пяток…

Иуда предаст Учителя. Ученики разбегутся. Петр отречется трижды. Юный Иоанн поднимется за Учителем на Голгофу и с Его Матерью и двумя Мариями останется у Креста, чтобы видеть конец. Благообразный советник из Аримафеи придет к Пилату просить: «Даждь ми Сего странного, Его же ученик лукавый на смерть предаде…»[2]. И потаенный ученик Никодим поможет Иосифу, единственному неповинному члену Синедриона, совершить скорый и скорбный обряд погребения на исходе Пятка самого страшного в истории месяца нисана…

«Вифлеем и Голгофа – начало и конец “уничижения” или – искупительного подвига Христа… И родился-то Господь для того, чтобы принести Себя в ЖЕРТВУ… И эту цель Церковь видит еще при Рождении: из яслей вдалеке виден КРЕСТ…»[3].

Но в богослужении праздника об этом не говорится. Церковь как бы забывает о цене нашего спасения.

«И лишь от одного не может оторвать очей своих: от безмерного унижения Божия. Но и это унижение заставляет Церковь лишь больше благодарить и славить Бога»[4].

Богослужебные тексты праздника выражают две мысли: радость мира о рождении Спасителя и самоуничижение Творца. Ибо приготовлены для Богомладенца:

«Не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа; что же смиреншее пелен»[5].

Церковь призывает меня в течение года пройти с новорожденным Иисусом весь Его земной путь, заранее зная и извещая, что «Вифлеем – это путь к Голгофе». Что самое рождение Его – уже страдание, «истощание» (см.: Флп. 2: 1–11), «унижение» Божества. «Это уже было смирение, самоотвержение, крест»[6].

Рождество Христово – это приглашение на казнь. Это путь на Страсти, на Голгофу, на Крест… И потому на иконах часто ясли — образ жертвенника или гроба, а чернота рождественской пещеры — образ адской тьмы, в которую суждено спуститься родившемуся в мир Превечному Свету

Рождество Христово – это приглашение на казнь. Это путь на Страсти, на Голгофу, на Крест

Церковь знает и учит, что за погребением последует Воскресение, явление ученикам, уверение Фомы, лов рыбы, прощение Симона, обетование Святого Духа, вознесение на Небо. И потому Евангелие – это благая весть о приходе в мир Спасителя. Но весть сия содержит в себе и трагедию земной жизни небесного Бога. Это весть о том, что мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20), «ибо пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7)…

Господи!

Каждый церковный год в декабре Ты малым Младенцем приходишь ко мне, чтобы пройти со мной по всем возрастам человеческого совершенства, взяв на Себя крест моих немощей и болезней и вознести Себя на нем и тем привлечь к Себе. Я же во все дни отвращаю от Тебя лицо свое и, как блудный сын, ухожу от Тебя на страну далече. Я оставляю Тебя одного в Гефсиманском саду, сердцем и умом устремляясь на свои дела и заботы. Боясь суда Каиафы и приговора Пилата – презрения и осуждения мира сего, я неприметно для себя каждый день отрекаюсь от Тебя, но не слышу петушиного крика и, как Петр, не прихожу в покаяние. И даже в храме у Голгофы, видя Тебя распятым на кресте, не лью слезы с Богоматерью и Иоанном, но стою безучастно, как римский ленивый легионер…

В каждом церковном году все остается по-прежнему: те же посты, двунадесятые праздники, памяти святых…

А новое должно совершаться во мне.

В каждом церковном году все по-прежнему: те же посты, памяти святых… А новое? Новое должно совершаться во мне

Потому что постоянное – это вечное, высокое, святое, недостижимое для меня. Всё же мое – временное, преходящее, падшее и большей частью греховное. Это то, что я призван исправить – с помощью Твоей и святых Твоих – преобразить, освятить, стремясь к совершенству Отца, недосягаемому никакими человеческими силами, но заповеданному мне Тобой (см.: Мф. 5: 48), сказавшим: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26).

Каждый церковный год я должен прожить со Христом, родившимся в Вифлеемской пещере Младенцем, чтобы спасти меня от греха, проклятия и смерти. Прожить с Ним Его детские годы, Его скитания по Галилее и Иудее с проповедью Царства, не имея, «где главы подклонити». Идти с Ним на Страсти, соумирать, сораспинаться и совоскреснуть, чтобы, достигнув конца, там, в далеком августе, сподобиться помыслами возвыситься «на высоту божественного восхождения», с Петром и Зеведевыми «невещественно стать» на горе Фавор и просветиться светом Христова разумения . А спустя девять дней в Гефсиманийстей веси со всеми апостолами и «невещественными чинами» проводить в путь вечной славы «небошественное тело» Его Пречистой Матери — источник «Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения». И самому стать чуточку лучше, на одну ступеньку приподняться к Небу или хотя бы не пасть ниже нынешнего. Прожить год так, чтобы сердцем, душой и умом ощутить, что Христос со мной «во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20). И не где-то далеко на Небе, а здесь – на земле и на Кресте, как распятая моими грехами Любовь…

Ощутить, осознать, понять, преклонить колени сердца и телес и с покаянием и благодарностью воспеть почти теми же словами, что и в Великий пяток:

«Поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе; поклоняемся рождеству Твоему Христе: покажи нам и божественная Твоя богоявления!»

И с сокрушением добавить:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй нас!»

Владимир Немыченков
Источник: Православие.Ru


[1] Канон крестовоскресный на утрени, глас 3, песнь 7.
[2] Стихира на целование Плащаницы в Великий пяток «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…»
[3] Вениамин (Федченков), митрополит. Рождество Христово // Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках: от Рождества Богородицы до Сретения Господня. М.: Правило веры, 2008. С. 117. Орфография оригинала.
[4] Там же. С. 171.
[5] Минея, 25 декабря. Ипакои после 3-й песни канона на утрене.
[6] Вениамин (Федченков), митрополит. Рождество Христово. С. 171.

Просмотрено (184) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

79 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

10 мая - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы