Выбрать страницу

Бог внутри нас

Бог внутри нас

«Дела», творимые христианином, творятся правильно только в союзе с Христом, так что это не дела отдельной личности, но дела нашей общей жизни со Христом и во Христе.

Расхожее утверждение эпохи «Нью Эйдж» – бог у каждого «в душе».

Это забавный способ сказать, что каждый из нас уникален, при этом слово «бог» звучит скорее как банальность. В то же время существует ясное учение классического христианства о понятии Христос-внутри-нас – основе православного образа жизни.

Нам не подобает представлять наши взаимоотношения с Богом как нечто внешнее, как между двумя людьми. Наш союз с Богом, получивший рождение в Таинстве святого Крещения, намного более глубокий.

«А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17).

Бог не «помогает», вдохновляя нас или просто устраивая так, чтобы все было в порядке. Он скорее внутри нас содействует в союзе с нашими усилиями. Таинство аскетики (практики молитвы, пощения, самоотречения и т.д.) имеет смысл только в этом контексте. Те, кто смотрит на Православие извне, часто обвиняют нас в том, что мы стремимся делать «дела праведности», будто мы верим в то, что возможно заслужить благодать Божию через добрые дела. Это совершенно неверно. Благодать Божия – это Его дар, и ее нельзя заслужить.

Тем не менее православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.

«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19) и «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12).

«Дела», творимые христианином, творятся правильно только в союзе с Христом, так что это не дела отдельной личности, но дела нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, то это Христос постится в нас. Когда мы молимся, это Христос молится в нас. Когда мы даем милостыню, это Христос дает милостыню через нас.

И мы должны понять, что Христос-в-нас стремится поститься. Христос-в-нас стремится молиться. Христос-в-нас стремится подать милостыню. Церковные предписания – это не предписания как себя вести или инструкции по моральному совершенствованию. Скорее заповеди Христовы (как это проявляется в жизни Церкви) сами по себе изображение, икона Самого Христа.

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

Отец Думитру Станилое пишет:

«Изначально Христос, так сказать, погребен в заповедях и в нас, в той мере, в какой мы исполняем их Его силой, которая в нас. Благодаря этому сотрудничеству мы приобретаем добродетели как живые качества; они отражают образ Господа, и Христос сияет еще ярче из-под этих завес» (Православная духовность).

Такой союз и есть самая суть православной веры и жизни. К сожалению, большая часть христиан следует «внешнему» типу взаимоотношений с Богом на пути спасения. При нем Бог видится чем-то внешним в нашей жизни, взаимоотношения с Ним подобны индивидуалистическим договорным отношениям, принятым в современной культуре. В таком случае взаимоотношения с Богом сведены к психологии и морали.

Сведение к психологии приводит к тому, что человека заботит «отношение» Бога к нему. Психология расплаты приводит к стремлению избежать Божьего гнева. Она сводится к морали в том смысле, что наше поведение – это не что иное, как наши личные попытки соответствовать внешнему набору правил и норм. Мы считаемся «хорошими» или «плохими» на основании нашего поведения, но безотносительно к тому, на чем это поведение основано. Апостол Павел говорит, что «все, что не по вере, есть грех». Только наша жизнь-в-союзе-со-Христом имеет природу истинного спасения, истинного человечества. Это и есть смысл выражения «спасен благодатью».

«Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2: 13).

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4).

«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).

Это вторая часть тайны (Христос в нас), чрезвычайно важная для нас. Это страдание Христа в нас.

Иисус принимает участие во всех наших страданиях. Он борется вместе с нами с искушениями и грехом

Отец Думитру пишет:

«Иисус принимает участие во всех наших страданиях, облегчая их. Он помогает в нашей борьбе с искушениями и грехом. Он борется вместе с нами в деле стяжания добродетелей. Он раскрывает нашу истинную природу из-под листьев греха. Святой Максим комментирует: до кончины мира Он всегда страдает с нами, тайно, по Своей благости, согласно (и пропорционально) страданию каждого».

Крест вмещает в себя страдания и грех человечества, и он распространяется на жизнь и опыт всех людей. Это суть слов Христа: «так как вы сделали это (или не сделали) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали (или не сделали) Мне».

К ипостасному союзу с личностью Христа призвана каждая личность. Это есть perichoresis, или сонаследование, в ежедневном общении со Христом.

«Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).

Этой фразе необходимо дать самое глубокое прочтение. Если кто-то из нас страдает, Христос страдает. Нет таких человеческих страданий, которым Христос был бы чужд.

И так шаг за шагом вхождение в эту общность и является основой христианской жизни. Это основная идея Крещения (погребение со Христом). Это основная идея Евхаристии («Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем»). Это основная идея для каждого поступка и каждой мысли.

Это жизнь по благодати.

Иерей Стивен Фриман
Перевел с английского Василий Томачинский
Источник: Glory to God for All Things

Просмотрено (89) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне


Раскаленная солнцем израильская пустыня… В ее глубине древний колодец Иакова. Рядом с ним, как повествует в 4-й главе своего Евангелия святой апостол Иоанн Богослов, «утрудившись от пути» – земного Своего пути, в котором Он спасает всех нас грешных – все человечество – Христос. Что Он делает? Он ждет человека. Ждет покаяния самарянки, которая в свое время станет мученицей Фотинией; ждет, когда вслед за нею выйдут сотни самарян и уверуют в истинного Бога... далее

Скоро праздник

3 июня - Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха... далее

Равноапостольного царя Константина и его матери царицы Елены

Римский император Константин I Великий и его мать царица Елена прославились своей деятельностью по распространению христианства. Святой Константин сделал христианство господствующей религией и в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь). Царица Елена провела раскопки в Иерусалиме, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 июня — Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне далее » Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца далее »

3 июня — Владимирской иконы Божией Матери далее » Равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены далее »

6 июня — Блж. Ксении Петербургской далее »

7 июня — Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна далее »

9 июня — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом далее » Прав. Иоанна Русского, исп далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы