Выбрать страницу

Главное, чтобы не исчезла любовь

Часть 1. Напиши его имя первым

Когда любишь, не копаешься в обидах, не возвращаешься в прошлое, но живешь настоящим, которое освещено будущим – будущим Царства Божия, любви.

Давайте подражать Господу, святым, любившим Его, и иметь любовь. Что Он говорит нам, Его ученикам, Его преемникам, нам, Его чадам, которых Он оставил на земле? Господь оставил на земле Свое Тело и Кровь, оставил Церковь. А что такое Церковь? Тело Христово. Мы – Тело Христово, мы составляем Его Тело на земле. То есть если кто-нибудь хочет увидеть Христа в этом мире, если какой-нибудь человек хочет увидеть Христа в этой жизни, ему надо увидеть нас, и мы должны показать ему Христа.

Что сказал Господь?

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Сейчас Я ухожу, Я вознесусь на небо, пошлю вам Пресвятого Духа, Который запечатлеет в ваших сердцах Мой образ, и другие посмотрят на вас и будут видеть Меня. Через вас буду действовать Я, ваши руки будут Моими руками, ваши уста будут Моими устами, ваше присутствие будет Моим присутствием. Я буду существовать и находиться среди вас. Но поскольку люди (твой сосед, твой приятель, жена, ребенок) хотят собственными глазами видеть не что-то неопределенное, то они будут видеть тебя, а через тебя будут видеть и Меня. Ты можешь показывать Меня?

Можешь ли ты показывать Христа?

– Господи, как я буду Тебя показывать?

То есть каким мне быть, чтобы показывать Христа?

– Научившись любить.

Господь не покинул нас так, чтобы мы запутались, Он не сказал нам многих истин, но немногие и самые основные, немногие и самые существенные, немногие, но они – ядро, которое произведет всё остальное. Если ты начнешь с этого, Бог дарует тебе и всё остальное.

Итак, Господь сказал:

– Научись любить, и когда другие будут видеть, что ты любишь, они поймут, что ты Мой ученик, и будут сами предаваться любви к другим.

Ты не можешь не предаться любви, не можешь не сложить оружие на землю, не можешь не встать на колени, не можешь не заплакать, когда видишь человека, действительно любящего до конца. Господь любил нас до конца.

Некоторые люди испытывают других, чтобы увидеть, до какого предела доходит их любовь, и потом, когда начнутся какие-нибудь дрязги, один говорит другому:

– Ну ты видел? Стоит случиться с тобой чему-нибудь серьезному, ты тут же забываешь всё. Ты говорил: «Я люблю тебя, я люблю тебя!» – но вот, я сделала то, что тебя задело, и ты во мне разочаровался и бросил меня.

А Господь любил нас до конца, что бы мы Ему ни делали – уже сделали и еще сделаем до конца света. Лишь одного мы не можем сделать: остановить Его любовь, которую Он питает к нам. Потому что сердце Господа любит бесконечно, оно как солнце, и не просто как солнце, потому что солнце этой земли, солнце этого мира, этой вселенной угаснет в определенный день, как говорят ученые: это солнце, которое дает нашей планете и свет жизнь, и так мы живем и существуем. Но любовь Господа не угаснет никогда.

Он любит всех нас. Как же Он может так любить нас? Как Ты можешь, Господи, любить нас, людей, таких грешных? Это просто не укладывается в голове. Как Ты смотришь на нас, и любишь нас, и, прежде всего, как любишь нас Ты, видящий все детали нашей жизни? Ты ведь не смотришь на наш профиль в соцсетях, на благостную картину, которую мы рисуем перед людьми, а видишь мой внутренний мир, видишь то, чего никто другой не знает, видишь мои страсти, немощи, пороки, эгоизм, знаешь мое подсознание и сознание…

Ты можешь проникнуть туда, куда не может добраться и самый искусный психоаналитик на этом свете, извлекающий из глубин подсознания воспоминания, прошлые переживания и прочие вещи. Господь знает то, чего никто другой не знает. И более этого – в нашем постгреховном состоянии, в котором мы пребываем вне рая, погрязая в эгоизме, страсти, пороке, грехе.

Христос и самарянка

Хотя Господь видит всё это (Он смотрит не на нашу приятную наружность, а на нашу нечистоту), Он нас любит. Как же Он любит нас? Как Господь может любить нас так много? Как Господь полюбил самарянку, святую Фотинию? Как? У нее ведь было пять браков, пять неудачных браков, ее жизнь была трагичной, полной неудач, безуспешной. Она была женщиной, которая унижалась сама и унижала других и уже не могла полюбить никого и построить семью. Другие смотрели на нее и показывали пальцем. Господь же ее полюбил.

– Хорошо, но как Ты ее полюбил? Как подступился к ней? Как сделал ее Своим другом?

«Вы Мои друзья», – говорит Христос [Ср.: Ин. 15: 14.]. И не только святые апостолы, но и любая другая душа, желающая приблизиться ко Христу, становится другом Христовым. Как, Господи? И Христос говорит:

– Я полюбил и ее, потому что не смотрел на пять браков, бывших у нее, на пять неудачных браков, а смотрел вперед. Вы, люди, склонны рыться в прошлом человека, ворошить его нечистоту, копаться в его грехе, фокусироваться на этом. А у Меня другая склонность – Божественная склонность, потому что Я по-другому смотрю на вещи. Вы видели пять неудачных браков, а Я смотрел в будущее – на шестой брак, который она может заключить со Мной, Женихом ее души, Христом. Я не смотрел, какой она была во все прежние годы, Я смотрел на то, чем она может стать в будущем, Я смотрел на нее, как говорят богословы, в эсхатологической перспективе Царства Божия. Я смотрел на нее просветленную, на Фотинию еще до того, как она просветится, Я полюбил ее до того, как она исправится.

Христос умер за нас, еще когда мы были грешными. До того, как мы покаемся, до того, как скажем: «Я согрешил»! Христос любит тебя до того, как ты скажешь: «Прости меня», – и поэтому ты говоришь «прости меня» из великого любочестия. Из великого умиления, из великой человечности и любви, и ты говоришь: «Но, Господи, эта Твоя любовь сокрушает мне кости, я таю и говорю Тебе: благодарю!»

И Господь говорит тебе:

– Я не полюбил тебя сейчас, когда ты говоришь мне «благодарю», Я полюбил тебя, когда ты был под смоковницей, прежде чем тебя позвал Филипп [Ср.: Ин. 1: 48.]. Прежде чем позвал тебя Филипп, прежде чем ты получишь земные послания от людей о том, что Я тебя ищу. Я искал тебя прежде всех и любил тебя прежде всех. Просто наступает один временной и исторический момент, когда ты понимаешь, что Я, Христос, всегда чувствовал к тебе, всегда испытывал в сердце Моем к тебе.

Это красота любви Господа.

Итак, Господь смотрит на нас с точки зрения нашего будущего, а не прошлого. Господь смотрит с надеждой на всякую душу, Он хочет видеть ее такой, какой задумал ее. Он создал нас, чтобы мы были святыми, чтобы мы стали смиренными, ближними Его, чтобы мы сияли Его любовью, славой и блаженством. Он так смотрит на нас, Он там ставит центр тяжести. Он смотрит на наши грехи как на малые эпизоды, шалости, проявления небрежения и не задерживается на них, а смотрит вперед и хочет Своей любовью приобрести души всех людей.

Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий всё. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). Такова любовь Господа. Таков наш Христос. Он смотрел не на Савла, а на Павла. И когда видел, что святой апостол Павел стережет одежду тех, кто побивал камнями святого Стефана [См.: Деян. 7: 58.], и был тогда Савлом, Господь знал, что этот человек снимет свою одежду и всё отдаст Господу. Тот, кто сейчас держит одежду других, побивающих камнями святого Стефана, отдаст не просто свою одежду, но душу свою и то внутреннее покрывало, которое прикрывает и скрывает подлинную картину его души, – он отдаст это Богу, он принесет всё Ему.

Господь любил его и повернулся к нему, потому что Христос знал, что каждый грешник, каждый блудный сын, каждый злой человек глубоко в душе добр и ищет чего-то такого, о чем сам не знает, где это найти. А Он и есть то, чего ты ищешь, Он приближается к тебе, обезоруживает тебя, и ты сдаешься.

Так Господь смотрел на мытаря Закхея. Он полюбил его, потому что другие смотрели на него как на эксплуататора, мытаря, злого, опасного, эгоистичного человека, угнетающего слабых, а Господь почувствовал, что у этого человека есть душа, нуждающаяся в помощи. Он видел в нем святого человека, видел евангелиста Матфея, видел будущих святых, которые просияют при его посредстве.

Притча о блудном сыне

Посмотрите на превосходную притчу о блудном сыне [См.: Лк. 15: 11–32.]. Это Христос ее придумал. Какой же мудростью обладает Христос, и как Он знает глубину и смысл родительской любви, которую Он явил нам. Он показал нам, что значит любовь Бога, Который Сам есть Любовь! Именно Он и является одним из приточных лиц, потому что в сущности упитанный телец – это Господь, Которого приносил в жертву отец блудного сына.

Однако Господь, будучи единосущен Отцу, тоже знает, что значит отцовская любовь. Это любовь, которой обладают Отец, Сын и Святой Дух. Бог есть Любовь – Бог Отец, но и Сын тоже есть Любовь, и Святой Дух есть Любовь. Любовь – это свойство (ιδιότητα) Святой Троицы. Поэтому Христос, как единосущный Сын Отца, говорит нам об этой любви, которая так много знает, поскольку она – Его свойство, свойство Его Божественной природы.

Он рассказал нам об отце блудного сына, чтобы показать, как сильно любит человека Христос, Отец, наш Бог. А в чем видна эта любовь? В том, что когда его сын – блудный сын – вернулся, он не дал ему заговорить, не дал ему защищаться, он не стал рыться в его прошлом, не сказал: «Приди же, сядь! Ну давай, вот ты вернулся. Так сядь же, чтобы я сказал тебе всё! Я принял тебя, но сколько лет я ждал этого момента, ждал, чтобы излить тебе свою горечь, чтобы выразить свою боль, чтобы высказать тебе все мои обиды!»

Нет. «У меня нет жалоб, – говорит отец, – я не хочу рыться в твоем прошлом, не хочу, чтобы ты открывал мне свои грехи, которые совершил, не хочу выставлять тебя на позорище. Если хочешь сам рассказать мне, что пережил, если хочешь покаяться и поплакать – в другой раз, да. Но сейчас, когда ты вернулся и я тебя встретил, я только одно хочу сказать тебе: я люблю тебя! Больше ничего. А когда любишь, ты не копаешься, не ищешь, не возвращаешься в прошлое, но живешь настоящим, которое освещено будущим – будущим Царства Божия, любви.

Да и что тебе говорить, дитя мое, что тебе сказать? Когда я вижу тебя, вижу твои лохмотья, эти лохмотья говорят мне, как много ты страдал. Вижу тебя изможденного, вижу твои ноги, распухшие от долгого пути домой, вижу твои глаза, потухшие от зла и влажные от слез. И это меня убеждает».

Наш Бог не такой бог, которому хочется увидеть, как мы унижаемся перед Ним, и испытать от этого удовольствие. Он не хочет, чтобы мы унижались, мучились, а хочет, чтобы мы смирились, избавились от тягот, чтобы обрели равновесие, чтобы мы разблокировались. И когда сделаем это, Господь говорит нам:

«Достаточно! Я этого и хотел – чтобы ты успокоился, а не испытать удовлетворение. И зачем Мне испытывать удовлетворение? Я всегда удовлетворен, потому что всегда люблю тебя! Я хочу, чтобы ты успокоился, примирился со Мной, с самим собой, со своим сердцем, со всем миром. И сейчас, когда Я увидел, что ты достиг этой цели, достиг этого момента покаяния, любви, снова стал любить Меня, – ладно, продолжим дальше: мы стираем старое и начинается нечто новое».

Как это хорошо – заплаканные глаза блудного сына выражали эти слова: «Я каюсь, я люблю Тебя, я возвращаюсь!» Если бы и мы могли делать это в своей жизни, если бы мы делали это в своем доме, на работе, в офисе, где бы мы ни были!

У нас разные характеры. Я другой, ты, твоя жена, твой ребенок тоже – как же мы будем существовать вместе? Как научимся выносить друг друга? Как мы сможем полюбить друг друга, если иногда, как сказал кто-то, «я даже с самим собой не могу найти общий язык, – он даже со своими кишками не мог разобраться, говорил он, – как же ты найдешь общий язык со мной?» Как мы можем существовать вместе в любви? Как можем простить другого?

Что значит «прощаю»? Это значит, что я прощаю что-то плохое, что мне сделали, и стираю это. Но если возьмем этимологию слова «прощаю» (συγ-χωρω), она означает: «я уступаю в себе место, чтобы туда вошел и кто-то другой, оставляю место в своем сердце, чтобы там поместился и ты». Вот что оно значит: «я уступаю для тебя место». Как люди сидят на скамейке, и приходит кто-то еще. На скамейке сидят трое и с трудом поместится четвертый. И мы говорим: «Подвиньтесь немножко, чтобы поместился и он». И они его вмещают, принимают, берут в свою компанию, включают в свой отряд, любят его.

Это и будет означать «прощаю» – «уступаю для тебя место в себе». Можешь ли ты сделать это? Если можешь, ты ощущаешь рай еще на этой земле. Уметь прощать, полюбить, дать место другому рядом с собой.

Иногда мы не выносим каких-нибудь людей и не можем даже думать о них, не можем о них помолиться, не хотим их, а когда встречаемся, не можем взглянуть на них и заговорить с ними.

Я спрошу тебя. Тот, с кем ты поругался несколько дней тому назад, или, может, это кто-нибудь из твоих родственников, когда ты подаешь в церкви имена о здравии, ты можешь написать его имя выше всех? Можешь? О здравии и просвещении от Бога раба Божия такого-то, и чтобы он уместился на этом листке бумаги и в твоем сердце, в уме и мысли, чтобы уместилось прежде всего это имя, о котором ты говоришь, будто не выносишь его и не можешь его полюбить?

Я не сказал, чтобы ты с ним заговаривал, если ты этого не можешь, просто напиши его имя первым на листке бумаги и отдай в церковь. И это уже будет шагом к тому, чтобы ты растоптал этот свой эгоизм и ненависть.

Часть 2. Если я не научусь любить

Старец Паисий горько раскаялся, стал плакать о той женщине, которую когда-то мимоходом осудил. И когда он сказал: «Господи, прости меня и научи любить и прощать и эту женщину», — и исчезло искушение, мучившее его, и он успокоился.

Церковь категорически требует от нас только одного — чтобы мы научились любить друг друга и прощать друг друга. В противном случае проходит Пасха, наступает лето, потом наступает Рождество Христово, дни нашей жизни проходят, а мы что делаем? Чему мы учимся? Если в течение своей жизни мы не научились любить, то мы ничему не научились.

Чему мы учимся? Даже я, священник, если я не научусь любить, чему я научусь? Научусь служить Литургию? Научусь говорить формальные слова, научусь совершать формальные дела, выучу древнегреческий язык?

Как человек поймет, что качество моей души изменилось благодаря связи со Христом? — Если я научусь преуспевать в любви. Любовь — это характерная черта, вершина добродетелей, и когда ты чтишь ее как вершину и стремишься к ней как к своей цели, ты приближаешься к ней. Ты, по меньшей мере, знаешь, куда ты идешь, — к любви. Необходимо, чтобы любовь не терялась из виду. Случилось ли что-нибудь в доме? Вышел ли какой-нибудь ущерб? Неважно. Главное, чтобы не исчезла любовь.

Любовь — это нечто невероятное, это то, чего Церковь хочет от нас. Это трудно, потому что логика мира сего и жизненные нужды говорят тебе: «Ну что ты говоришь? Знай свой интерес, брось ты эту теорию…» Но это не теория. Упокоение души — не теория. Спокойная совесть — не теория. Спать без успокоительных средств — не теория, а дело. Дышать нормально, как малые дети, которые спят и дышат без страха, без тревоги, а с доверием и любовью к своим родителям, — не теория, а тихий сон, умиротворение, улыбка. Вы видели, как спит малое дитя? Вот это Бог и хочет с нами сделать. Чтобы мы так сильно любили Его, чтобы доверялись Ему так сильно и так прощали ради любви.

Только бы не потерять любовь — всё остальное мы найдем опять. Если у тебя украдут автомобиль, ты купишь новый, и сломанное отремонтируется, и разваливающееся укрепится. Лишь бы любовь не разбилась, потому что, если она разобьется, нужно будет пролить много крови и слез, чтобы это поправить, потому что, как говорится, если чашу разобьешь, ее трудно склеить. Она, конечно, склеивается, в Церкви всё склеивается. Всё поправляется, однако это трудно, это дорого стоит, и придется платить за то, что ты потерял так легкомысленно. Только бы нам не лишиться любви. Прежде всего, её.

Если ты сделаешь это для себя пределом желаний, если задашься такой целью в жизни, то увидишь, как Бог тебя благословит. Мы научимся любить в своем сердце всех и всё, прощать всех ради Воскресения, как мы поём во весь пасхальный период: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». Ради Воскресения, ради Господа, Который жив и есть. Если ты сделаешь это, если сможешь любить и прощать, тогда увидишь, как Бог тебя покроет. Тогда увидишь, как Бог тебя облагодатствует, как Бог будет совершать в твоей жизни чудеса.

Старец Паисий Святогорец с паломниками на Афоне

В жизни старца Паисия было несколько случаев, показывающих это. Однажды он искал причину бывшего у него одного очень сильного искушения, он не знал, в чем она заключается, и думал, что это случилось потому, что он постился не так много. И он стал поститься больше, но вместо того, чтобы ослабнуть, искушение ещё больше усиливалось. Тогда он стал ещё больше молиться и поститься, но чувствовал, что молитва его не бывает услышана. Он не спал всю ночь, но, несмотря на это, душа его не обрела покоя. Причина была в чём-то другом, и знаете, что он сделал? Он сел, чтобы подумать, как прошли предыдущие дни, и посмотреть, не согрешил ли он в чём-нибудь, потому что иногда проблема находится в одном месте, а мы ищем её в другом.

С нами такое часто бывает. У нас есть проблемы, но мы ищем их причину в другом месте, в результате не находим корень проблемы, изводим себя и так и не узнаём, где ее причина. На самом деле мы знаем, стоит только искренне поискать.

И знаете, что он вспомнил? Он вспомнил, что когда жил в Конице, то увидел в городе одну женщину, которая была очень грешна, у неё была дурная слава, и когда он её увидел, то осудил в душе. Его душа отвергла её, на несколько минут не приняла её. Потом это исчезло, и он забыл об этом, но тогда на мгновение в нём не стало любви.

Когда он понял это (после поста, после молитвы, после бдения, когда искушения не прекратились), «тогда я понял, — говорит он, — что я отпал от любви, отдалился от пространства любви. Я горько раскаялся, стал плакать об этой женщине и сказал: “Господи, прости меня, потому что я осудил в душе эту женщину, не полюбил её. Она была грешна, но я сделал не то, что делаешь Ты, любящий нас, несмотря на наши грехи. Господи, прости меня и покрой эту женщину!”».

И когда он сказал: «Господи, прости меня и научи любить и прощать и эту женщину», — исчезло искушение, мучившее его, и он успокоился. Ни пост не смог его победить, ни бдение, ни молитва. Хотя всё это, естественно, помогло ему найти верное решение и прийти в это состояние.

Поэтому нам надо сознавать, что откуда вошло зло, оттуда же оно и должно выйти. Не может кто-нибудь ненавидящий говорить: «Буду подавать милостыню, чтобы угасить ненависть». Нет, ты можешь угасить ненависть, если простишь, полюбишь и будешь любим. Ты не можешь говорить, что милостыней угасишь свою ненависть, когда можешь сделать это внутри себя.

Христос хочет, чтобы все мы были соединены, любимы, связаны. Это и есть Церковь, это единство. Господь хочет, чтобы мы были вместе, чтобы мы предстали пред Ним соединёнными между собой. Он хочет, чтобы мы так совершали молитву. В противном случае, если мы сердечно не соединены со всеми людьми, со всеми нашими братьями, с огромной семьёй Церкви, ничего у нас не получается. Ни Божией благодати мы не чувствуем, ни любви не чувствуем, ни Его благословения не имеем в своей жизни.

Всё хорошее, что мы делаем, — это не наше личное достижение, не индивидуальное усилие. Я подвизаюсь не для того, чтобы стать хорошим в Церкви, чтобы испытать удовольствие от того, что я такой хороший, а чтобы ощутить единение с другими, что мы — одна семья. В твоей семье, если у вас 3–4 детей и один из них преуспеет, не радуются ли все вместе? И если один из детей обручится и женится, не радуется ли вся семья? А что вы говорите соседям? «У нас радость: у дочери помолвка», — и весь дом радуется.

Это единственное чувство, которое Господь хочет, чтобы оно было между нами в Церкви, у всех нас, — чтобы мы любили друг друга. В противном случае ни молитва не приносит плода, ни мученичество в определенных случаях. Это говорит святой апостол Павел: если я отдам тело мое на всесожжение, а любви не имею, я ничто, и нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13: 3). Всё это ничего не стоит. Если у меня нет любви, у меня нет ничего.

Св. мученик Никифор

В святцах у нас имеется святой Никифор, но нет святого Саприкия. Еще немного, и он был бы у нас, но его нет. В последний миг этот человек, бывший священником, лишился Божией благодати. А почему? Потому что не смог полюбить, не смог простить святому Никифору — и всё это накануне их мученичества. Наутро палач обезглавил бы их обоих, но между ними вышла какая-то распря, они немного поссорились, и святой Никифор осознал свою ошибку, захотел, чтобы они помирились, вновь полюбили друг друга, потому что на следующий день им предстояло претерпеть мучения и отдать жизнь за Бога, — однако Саприкий не захотел его простить. Он остался при своей злобе.

Утром их призвали на мучения, святой Никифор склонил свою голову, палач его обезглавил, и он ощутил Божию благодать в своём сердце — этот меч был как смычок скрипки, издающей прекраснейшие райские мелодии. Это говорит старец Паисий: святые в своем мученичестве ради любви ко Христу таким чувствовали меч — как смычок, играющий на скрипке.

Но когда подвергли мучениям Саприкия, то, поскольку он не полюбил, не простил, благодать внезапно покинула его. Вера в нем исчезла, он недоумевал, зачем там находится, он чувствовал себя куском мяса, грубо говоря, и когда увидел, что палач заносит над ним меч, то словно проснулся ото сна и закричал:

— Что ты делаешь? Где я? Где я нахожусь? Что тут происходит?

— Где ты находишься? На мучении!

— Нет! Я отрекаюсь от всего этого, я принесу жертву идолам!

Вера исчезла в нем.

Верить — это не что-то твоё, чувствовать Божию благодать — не что-то твоё, если мы сейчас говорим и чувствуем что-то, то это не наше, а от Божией благодати, которая касается нас, находит хорошую почву, входит в нас и касается нас. Эта хорошая почва, это место, где Господь касается нашей души, — это любовь, доброе расположение, благое произволение, благость нашей души. Благ Господь (Пс. 135). «Благ» — это значит добросердечен, у Него имеется добросердечие, милосердие. Господь хочет найти эту благость в нашем сердце, чтобы дать нам Свою силу, и мы бы выдержали мучения, и боль, и всё.

В Прощёное воскресенье, перед тем как начнется Великий пост, Церковь на вечерне говорит тебе: «Смотри, сейчас ты начинаешь нечто весьма великое, ты начинаешь путешествие, где будешь поститься, будешь молиться, будешь хранить воздержание, будешь подвизаться, ты приблизишь Божию благодать. Перед тобой целое море, как ты отправишься в путь? Тут нужна подготовка. Итак, научись любить».

В Прощёное воскресенье ты простишь, тебя простят, ты обнимешь всех, испросишь прощения у всех, положишь четыре поклона на все четыре стороны и так испросишь прощения у всей земли. Ты испросишь прощения и у тех, кого не знаешь. В монастырях в конце вечерни игумен встает под куполом храма, подходит священник, делает поклон, просит прощения у него, встает рядом с ним, а затем приходит черёд монахов. И так получается круг, и все просят прощения у всех, расцеловавшись. Так мы с любовью начнем пост, с любовью начнем молитву и борьбу.

Если мы не любим друг друга, если между нами нет любви, Бог скажет нам: «Что вы хотите Мне дать? Я нечто неуловимое, а вы хотите приблизиться ко Мне? В то время как между собой не можете сблизиться? Один к другому прикоснуться не можете, ты не можешь поцеловать своего брата, жену, ребенка, а думаешь, что приблизишься к Богу? Ну что ты сейчас говоришь? Бог вне человеческого, Он нечто весьма далекое в сравнении с тем, что так близко к тебе; ты альфы не можешь достичь, а хочешь достигнуть омеги, то есть Самого Бога?»

Αγαπώ — значит «люблю». Слово это начинается с альфы (А) и кончается омегой (Ω). «Сделай альфу, чтобы Я даровал тебе и омегу», — говорит Бог. Научись любить, прощать того, кто рядом с тобой, оставь эти возвышенные понятия богословия, трудные святоотеческие и аскетические места, чётки — всё это хорошо, но когда? Когда ты любишь брата своего. В противном случае Христос говорит: «Забери свой дар обратно! Я не хочу твоего дара, иди примирись с братом твоим, и это лучший дар для Меня. Ты замесила просфору? Принесла в церковь вино для Святого Причастия? Принесла свою свечу? Что ты принесла? Если ты все дары принесёшь Мне, и у тебя есть любовь, твоя просфора благословенна. А если нет у тебя любви, забери свою просфору обратно».

Бог не желает ее, Литургия не будет хороша на просфоре, поданной от озлобленного сердца, из рук, которые не могут примириться, чтобы люди подали друг другу руки, полюбили друг друга.

Как хорошо то, что делает Церковь! Она учит нас просить прощения. Мы всегда должны просить прощения, каждый день просить прощения. Мы все виноваты, и это нас объединяет — грешники всех стран, объединяйтесь! Все мы грешны, что же нам делить? Любовь нас соединит, любовь нас смирит, любовь нас помирит и оправдает пред Богом. Мы грешны, и так хорошо, что в Церкви нас принимают: нигде больше, если пойдешь и скажешь: «Я плохой», — тебе не скажут: «Добро пожаловать, пожалуйста!» В Церкви же это происходит. Ты идешь и говоришь:

— Я грешен!

Все тебе отвечают:

— Добро пожаловать, заходите, вы, те, кто грешен! И мы тоже грешны, были грешны, но Господь дарует нам благодать. Потому что мы научились любить и прощать. Мы не прикидывались добрыми, чтобы казаться лучше других, а смирились, обнялись, заплакали, встали пред Богом, пали пред Ним и сказали Ему: «Господи, все мы согрешили. И я, и другой», — и таким образом никто не смотрит на другого, а каждый на себя самого.

Научись же смиряться с любовью к другому, и невозможно, чтобы другой был так жесток, чтобы не принять твоего прощения, твоей любви, чтобы его сердце не растаяло. Даже если оно лед, оно растает. Говорят, что температура Земли повысилась на 2 градуса, и ледники на Северном полюсе начинают таять. Представьте себе — 2 градуса! А мы не можем повысить на 2 градуса нашу любовь, чтобы оттаяло еще немного наше сердце через любовь Господа, Чьё сердце пылает от любви? Не можем поднять хотя бы на 2 градуса нашу любовь, чтобы жить в этом мире счастливыми и благословенными?

Хочешь отогнать зло от своего дома? Научись любить, прощать, стать жертвой, глупцом, распинаться, как Христос. Вот что я буду делать. Естественно, это больно, это кровоточит, мы страдаем, потому что наш эгоизм противится, но это откроет нам дверь в рай, это раскидает сети диавола, это изгонит всякое зло из нашего дома.

Когда говоришь о любви, ты словно говоришь о Самом Господе, и у слов о Господе, у слов о любви никогда не бывает конца. Будем же молить Бога, чтобы эта любовь была как можно чище, такой, какой Бог ее хочет видеть, бескорыстной, во славу Божию, и более всего, чтобы эта любовь соединялась с Божией любовью. Чтобы Господь соединял всех нас, Господь согревал наши сердца, чтобы Он помог нам чувствовать любовь к Нему и Его творениям, нашим братьям, чтобы мы все вместе пошли к Нему, прославили Его, послужили Ему и чтобы произнесли Отче наш, ощущая это единство, делающее нас истинными чадами Его и Его Царствия!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова
Богословский факультет Великотырновского университета

Просмотрено (77) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 апреля - Лазарева суббота

(разрешается вкушение рыбной икры) вспоминается воскрешение праведного Лазаря, брата мироносиц Марфы и Марии. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, Лазарь был уже четыре дня как мертв и погребен. Спаситель воскресил Лазаря, после чего он жил еще 30 лет, был епископом острова Крит и много послужил для распространения христианства... далее » 28 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

(разрешается вкушение рыбы)  В этот день Спасителя, въехавшего в Иерусалим, на осленке, торжественно встречали с пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней те же самые люди будут кричать: «Распни его!»... далее »

ОСВЯЩЕНИЕ ВЕРБ за вечерним богослужением в субботу в 17:00

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

27 апреля — Лазарева суббота далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

28 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы