Выбрать страницу

Мы видим ковер с изнанки

Мы видим ковер с изнанки

Разве не легче благодарить Господа или воспевать Его, особенно в моменты, когда наше сердце загорается от прикосновения благодати? Разве не легче благодарить Его или петь, получив просимое, чем с верой молиться об исполнении какого-то прошения? Очень часто люди, вполне способные воспевать и благодарить Господа, не способны совершить акт всецелой веры недвоящимся сердцем, неколеблющимся умом, волей, всецело устремленной к Нему, потому что закрадывается сомнение: «А вдруг Он не отзовется?» Не проще ли сказать: «Да будет воля Твоя!» И тогда все в порядке, потому что воля Божия будет исполнена в любом случае, и я останусь в пределах этой Божественной воли.

И, однако, так часто, так постоянно от нас требуется другое именно по отношению к деятельной жизни, в том смысле, как это слово понимается на Западе, — жизни, обращенной к ситуациям, которые вне нас. Болезнь поразила дорогого нам человека, голод поразил целую страну. Мы хотели бы обратиться к Богу за помощью, и очень часто трусливо просим этой помощи так, чтобы в случае любого исхода наша молитва могла быть отнесена к данной ситуации. Мы находим выход: в конечном итоге воля Божия совершится и мы будем удовлетворены. Но проявили ли мы веру? Здесь проблема для всех тех, кто погружен в деятельность и верит в эффективность молитвы и эффективность «бездействия».

***

Если мы хотим действовать заодно с Богом, мало предоставить Ему действовать свободно, сказав: «Господи, в любом случае Ты сделаешь по-своему, так и поступай, я не буду Тебе мешать». Надо учиться различать волю Божию. Надо войти в судьбы Божии, но помнить и то, что порой судьбы Божии бывают сокровенны. Вспомните хананеянку (Мк. 7: 24-30). Очевидность бросалась в глаза, поражала слух: ей дан отказ, и, однако, сила ее веры и духовная чуткость уловили что-то другое, и она сумела проявить настойчивость как бы вопреки воле Божией, на самом же деле в согласии с реальной волей Спасителя.

Надо уметь глядеть, надо искать незримый след Божий. Господь действует, будто ткет ковер, только, как много раз указывалось, мы видим изнанку, лицевая сторона обращена к Богу. И проблема жизни, проблема того видения, которое приведет нашу молитву не в противоречие с волей Божией, а в гармонию с ней, — уметь вглядываться достаточно долго в эту изнаночную сторону, чтобы прозреть ее лицевую сторону — то, каким образом Бог выстраивает историю, направляет жизнь, углубляет ситуацию, создает связи. И действовать не против Него, не независимо от Него, а вместе с Ним, и дать Ему действовать, позволить Ему действовать с нами и в нас.

Но в таком случае деятельность и созерцание неразрывно связаны. Разве что мы признаем лишь десакрализованную деятельность, действие, в котором Бога нет, действие, ограниченное человеческим кругозором и опирающееся на наши, чисто человеческие, усилия. Но это не христианская деятельность и не христианская молитва.

В сердцевине положения человека дела, который стремится, чтобы его деятельность была продолжением дела Божия, чтобы деятельность Церкви и его собственная, как живого члена всецелого Христа, чем является Церковь (Кол. 1: 24), была действием Христа, действием Бога Живого, словом Бога Живого, должно лежать такого рода созерцание, такой образ созерцания, который открывал бы нам подлинную волю Божию. Вне этого всякое наше действие будет случайным поступком.

Но в чем состоит это созерцание? Это постоянное, неизменное состояние христианина, где бы он ни находился, принадлежит ли он к монашескому созерцательному ордену или он простой мирянин, несущий двойную ответственность: он ответственен перед Богом и в силу этого всецело ответственен по отношению к тварному миру, миру людей и предметов. Это созерцание прежде всего — твердый, внимательный взгляд, ясное сознание, которое относится к предметам, к людям, к событиям, к их статичной реальности и к их динамике. Это взгляд, полностью погруженный в то, что видит, это слух, напряженно готовый услышать все, что бы ни прозвучало извне.

Чтобы достичь этого, необходим целый путь подвига, ведь чтобы суметь увидеть и услышать, надо уметь отрываться от себя. Пока мы сосредоточены лишь на себе самих, мы видим в том, что нас окружает, либо только собственное отражение, либо в мутных или неспокойных водах нашего сознания видим отражение того, что вокруг нас. Чтобы услышать, надо уметь молчать; надо долго вглядываться, пока не убедишься в том, что видишь.

Надо одновременно освободиться от себя и предаться Богу и предмету созерцания. Только тогда мы сможем видеть вещи в их объективной реальности. Только тогда мы сможем поставить главный вопрос: какова воля Божия в этой реальности, которая предстала нам?

Нереальный мир, в котором мы все время находимся, создан нашим воображением, по лености ума, по эгоизму, потому что мы считаем себя центром вещей — в то время как мы настолько второстепенны! В этом нереальном мире Бог ничего не может сделать, просто потому что этот мир не существует. Ни в каком мире нереальности Бог не может действовать, но в мире реальном Он хозяин. И самая неприглядная, самая уродливая, самая отвратительная, самая чуждая Царства Божия реальность может превратиться в Царство, при условии, что мы ей вернем ее реальность. Мираж невозможно преобразить. Но грешник может стать святым.

Мне кажется, очень важно стремиться к такого рода созерцанию, которое имеет всеобъемлющее значение, которое не связано ни с какой нашей ролью в жизни. Оно является просто внимательным, вдумчивым поиском через молитву, через молчание, через углубленное видение вещей так, как их видит Бог.

Митрополит Антоний Сурожский
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Великая Суббота


Последний день перед Пасхой. Торжественный и скорбный. В этот день Церковь вспоминает о сошествии Христа во ад после распятия. День, когда молчит всякая плоть...
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к нему. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи...далее После Литургии Великой Субботы — освящение пасхальных яств (куличей, яиц и пасох). Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ... далее


19:00 - Чтение Деяний святых апостолов.
23:00 - Полунощница с каноном Великой Субботы

Скоро праздник

3 мая - Прп. Александра Ошевенского

Александр Ошевенский (в миру Алексей Никифорович Ошевень; 17 марта 1427 — 20 апреля 1479) — русский христианский подвижник, основатель и первый игумен Ошевенского монастыря (Архангельская область)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы