Выбрать страницу

О Божественной Литургии

О Божественной Литургии

Каждое утро во многих храмах совершается Божественной Литургия, величайшее Таинство, заповеданное нам Самим Господом, продолжающееся с первых времен существования христианства. Будучи всегда общим делом всех христиан, касающимся каждого члена христианской общины, включая больных и находящихся в темницах (им разносили Святое Причастие домой и в камеры), Литургия была поистине осознанным и важнейшим действием в жизни наших предшественников.

Сегодня зачастую это не так. Люди могут годами ходить в храм, причащаться, но так и не понимать те важнейшие моменты службы, которые проходят мимо них, воспринимая богослужение как красивый концерт, берущий за душу, как торжественные выходы и входы духовенства в алтарь. Весь глубокий исторический и символический смысл, наполняющий Литургию, остается в таком случае на втором плане.

Но если вникнуть в контекст происходящих действий, увидеть это из глубины веков, то Литургия заиграет совершенно другими красками. Посмотрим и сравним, какие действия лежали в основе нынешних частей Евхаристии.

Святитель Иоанн Златоуст, автор одной из Литургий, был архиепископом Константинополя, где во многом формировался наш нынешний чин этой службы. Давайте мысленно перенесемся в то время и поприсутствуем на Литургии, которую совершал святитель.

Представим себе древнюю церковь Святой Софии, тогда еще в виде базилики. Народ до прихода архиерея ждал в притворе, который тогда делали очень большим. Когда приходил святитель в сопровождении императора, то они входили в храм через центральные двери, называемые «царскими». С ними вместе в церковь входил народ. Впереди несли Евангелие, свечи и кадильницы. Алтарь тогда еще не закрывался иконостасом. Священнослужители входили в алтарь, Евангелие клали на Престол, а святитель Иоанн Златоуст поднимался на высокое горнее место (возвышение выше человеческого роста в восточной части алтаря) и оттуда приветствовал весь народ возгласом: «Мир всем!». Ему отвечали: «И духови твоему». После этого начиналось чтение Священного Писания, причем читали из Ветхого Завета, из Апостола и Евангелия.

После окончания Евангелия произносилась проповедь, а иногда и несколько. Многие из бесед святителя Иоанна Златоуста, дошедшие до наших дней, являются проповедями, которые он произносил в Святой Софии, других храмах столичного города и Антиохии, где служил до назначения в Константинополь. Иногда они длились по несколько часов. Произносили проповеди, обычно тоже стоя на горнем месте. Но святитель Иоанн Златоуст предпочитал говорить в центре храма, где находился амвон, откуда читали Писания.

Иногда произносилось и несколько проповедей, и длиться они могли не один час

В этих проповедях святитель пытался донести до прихожан слово Божие, обличить грехи народа; не боялся он обличать и императорскую семью, если видел что-то противоречащее христианской жизни. Он объяснял Священное Писание, и до сих пор мы можем наслаждаться той златословесной рекой, которая и теперь питает наши сердца истиной о Боге.

Народ часто аплодировал во время проповеди, когда святитель произносил что-то особенное и нравившееся всем.

После проповеди произносилась ектения – прилежная молитва, после чего уходили оглашенные (те, кто готовился к принятию Таинства Крещения) и кающиеся (те, кто из-за совершения тяжких грехов не мог причащаться со всеми). Когда эти люди уходили, то оставшиеся вновь молились за всю Церковь, за мир, за тех, кто нуждался в особой молитве (болящие, страждущие, подвергающиеся опасностям и т.д.). На эти прошения народ отвечал: «Господи, помилуй».

После этого все приветствовали друг друга целованием мира, и начиналось внесение в храм приготовленных хлеба и вина для совершения Евхаристии. Обычно народ сам приносил дары для совершения этого Таинства и оставлял их в специальном сосудохранилище рядом с храмом. В этот момент диаконы шли туда и вносили хлеб и вино в церковь.

Далее епископ и духовенство готовились к совершению Евхаристии. Святитель Иоанн Златоуст вслух читал молитву Анафору над принесенными дарами. Вполне возможно, что он читал сочиненную или отредактированную им самим Евхаристическую молитву. В конце этой молитвы поминались умершие и живые, в том числе поименовывались те епископы, которые не были еретиками и с которыми Церковь имела общение.

Наконец начиналось приготовление ко Причастию, произносилась еще одна ектения, пелась молитва «Отче наш», после чего епископ, поднимая руки ввысь, провозглашал «Святая – святым», призывая таким образом всех верных ко Причастию. Все, начиная с духовенства, причащались, причем все причащались двумя видами отдельно – Телом и Кровью.

После Причастия Дары уносились в сосудохранилище, где диаконы потребляли оставшееся. А тем временем епископ произносил отпуст, и все расходились по домам.

Святитель Иоанн Златоуст оказал большое влияние на богословие и понимание Литургии. Он всегда подчеркивал, что это великое Таинство, которое дает возможность христианам участвовать в искупительном деле Иисуса Христа. Причащаясь, мы не только вспоминаем страдания Господа, но и участвуем в них. Мы видим Его в яслях, находимся с ним на Тайной вечере, мы восходим на Крест, прикасаемся к Воскресению, мы служим вместе с ангелами небесную службу.

В Евхаристической молитве святитель Иоанн концентрирует наше внимание на благодарении Богу: мы должны благодарить Его и за то, что мы знаем, и за то, что от нас сокрыто, но также является благодеянием для нас, за то, что Он создал мир, за то, что послал Своего Сына в этот мир, чтобы спасти человечество, за то, что Единородный Сын принял смерть на Кресте, за то, что позволил нам собраться в церкви и совершить эту Божественную службу…

И как это было в духе такого святого человека! Ведь его последними словами были: «Слава Богу за всё».

 

При написании использовались: статьи «Православной энциклопедии», лекции священника Михаила Желтова, книга Хью Уайбру «Православная Литургия: развитие евхаристического богослужения византийского обряда».

Серафим Алпатов
Источник: Московский Сретенский монастырь

Просмотрено (92) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 апреля - Лазарева суббота

(разрешается вкушение рыбной икры) вспоминается воскрешение праведного Лазаря, брата мироносиц Марфы и Марии. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, Лазарь был уже четыре дня как мертв и погребен. Спаситель воскресил Лазаря, после чего он жил еще 30 лет, был епископом острова Крит и много послужил для распространения христианства... далее » 28 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

(разрешается вкушение рыбы)  В этот день Спасителя, въехавшего в Иерусалим, на осленке, торжественно встречали с пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней те же самые люди будут кричать: «Распни его!»... далее »

ОСВЯЩЕНИЕ ВЕРБ за вечерним богослужением в субботу в 17:00

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

27 апреля — Лазарева суббота далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

28 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы