Таинство Брака. Венчание

Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви.

Время и место совершения Таинства

  1. Таинство Брака в нашем храме совершается с 13.00 до 16.00. по договоренности в дни, предусмотренные Уставом Русской Православной Церкви. Смотреть тут: Календарь венчаний. Дни совершения Таинства Брака
  2. Для проведения Таинства Брака необходимо прийти в храм и согласовать в церковной лавке время венчания с датой государственной регистрации брака. Разумней всего обратиться для согласования, как только будет известен регистрационный день в районном загсе.
  3. В церковной лавке, если будет необходимость, Вы можете приобрести все потребное для Таинства Брака: венчальные и простые свечи, иконы для венчания, подарки для жениха и невесты, памятные сувениры для гостей.
  4. Венчание совершается в течение часа. Фото и видеосъемка разрешается по благословению священника.
  5. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.

Венчание

ВенчаниеС точки зрения христианства, каждая семья — это «малая церковь», в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости.

Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: «Тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью (Ефес. 5:31-32). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи.    Продолжить чтение →

_______________________________________________________

Церковно-канонические препятствия к Таинству Брака

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.

  1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
  2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
  5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
  6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака. Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.

Дни, когда Таинство Брака не совершается

  1. в течение всех четырех многодневных постов;
  2. во время Сырной седмицы (масленицы);
  3. на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  4. в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
  5. накануне двунадесятых и великих праздников;
  6. накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  7. накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
  8. накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
  9.  накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.

Кто и где совершает Таинство Брака

Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может сделать отец.

Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди.

Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства Брака

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись. Сделать запись о времени венчания может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день в храме.

С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.

Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, — совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.

За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:

  1. обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
  2. так называемую венчальную пару икон:
    а) с изображением Спасителя;
    б) с изображением Божьей Матери;
  3. венчальные свечи;
  4. рушник (полотенце).

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.

Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.

Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь красивый головной убор. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.

Суеверия, связанные с Таинством Брака

К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой.

Очередная недомыслие гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.

О расторжении церковного Брака

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут. Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

  1. Прелюбодеяние одной из сторон.
  2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
  3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
  4. Противоестественные пороки.
  5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
  6. Заболевание проказой или сифилисом.
  7. Длительное безвестное отсутствие.
  8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
  10. Снохачество или сводничество.
  11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
  12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
  13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.
  1. Заболевание СПИДом.
  2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
  3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.

Вопросы

Как сопрягается Таинство Брака с Евхаристией и другими Таинствами?

Отдельные таинства лишь тогда приобретают подлинную реальность, когда выражают общую жизнь Церкви — Тела Христова. Крещение — это вход в Церковь; миропомазание — дар, которым определяется свободное развитие в Духе; священство — это ответственность за единство и созидание Тела; таинство елеосвящения открывает новые границы бытия в «новом Адаме», где нет ни болезни, ни смерти. Все эти индивидуальные аспекты жизни Тела имеют своим центром и вершиной Тайну, которая и делает Церковь Телом Христовым: Божественную Литургию, Евхаристию. Вне этого Тела не может быть таинств. Первые христиане не мыслили свою жизнь вне Евхаристии. Христианская жизнь началась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Именно евхаристия была той полнотой, которая рождала все остальные формы христианской жизни, была источником и полнотой всех таинств. Таинство брака, как и все остальные таинства, было укоренено в евхаристии, но можно сказать, что оно принадлежало евхаристии в большей степени, тем более что сама евхаристия нередко символизировалась брачным пиром жениха — Христа. Церковь с самых первых дней своего существования признавала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Только в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути — через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн.

Брак необходим только для деторождения?

Учение о браке в Новом Завете отличается от ветхозаветного именно тем, что основной смысл брака видится в любви и вечном единстве супругов. Нигде в новозаветных текстах не говорится о деторождении как о цели или как об оправдании брака. Особенно ясно это из слов Христа: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22: 23-32).

Православный брак это договор или что-то другое?

Брак не есть договор, он есть таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть событие духовной жизни. Поэтому древним христианам совершенно было чуждо понимание таинства брака как некоего момента заключения договора. Они воспринимали таинство именно как принятие благодати Божией. Когда Церковь просит у Бога особенный дар любви, соединяющий двух людей в Царствии Божием навечно, а не только здесь на земле, этим определяется очень важная христианская норма: христианский брак может быть только моногамией по самому смыслу, по своей сущности.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

Просмотрено (3487) раз

4 комментария на “Таинство Брака. Венчание

  1. ИРИНА Перепелица

    Здравствуйте! У меня такой вопрос: Почему венчают в среду и пятницу — это ведь постные дни, особенно пятница. Как можно веселиться и вкушать скоромное в такой день? А во вторник и четверг венчание запрещено накануне предстоящих постных дней, т.е. — после 18.00. Так получается, что накануне венчать нельзя, а в сами постные дни — можно. Это какой-то абсурд! Я перерыла много литературы, читала и труды проф.Певцова, и 52 правило Лаодикийскаго собора, запрещающего совершать браки и в однодневные посты — среду и пятницу. И никогда никому не посоветую, а своим детям строго запрещу венчаться в такие дни. Кстати, наша церковь практикует венчать много пар за один раз, но это также запрещено Уставом Церкви. Каждой паре брачующихся — свой час венчания, и никак иначе.
    На свой вопрос о венчании в среду и пятницу, мне хочется услышать ваше новое толкование старых Уставов Церкви, лишённых всякого здравого смысла.

    • Христос Воскресе! Здравствуйте, Ирина!
      Я не дерзаю и у меня нет полномочий давать «новое толкование старых уставов Церкви». С этим вопросом обратитесь в Литургическую комиссию Межсоборного Присутствия РПЦ.
      Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
      — с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
      — 1) предполагается, что трапеза затянется надолго, вплоть до следующего дня;
      — 2) за Венчанием последует супружеская ночь;
      — т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
      — при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
      Относительно трапезы. Согласно старой традиции, брачный пир не бывает постным, даже если Венчание произошло в среду или пятницу.
      Также предлагаю ссылку к Вашему вопросу:
      https://dialog.elitsy.ru/answer/11033/

  2. Добрый день) мы пара хотим обвенчаться… хотели спросить сначала нам надо расписаться и потом уже будете венчать или как? и еще я беременна… жду вашего ответа

    • Здравствуйте, Валентина. Церковь совершает венчание только после госрегистрации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *