Выбрать страницу

Троичность Бога открывает всем, что люди – это личности

В день, когда мы чтим Пресвятую Троицу, диакон Павел Сержантов объясняет, почему для каждого человека так важен факт троичности Божества.

Когда Бог сотворил Адама и Еву, Он не «повторил Себя в них», не сделал Свою точную копию. Он сделал Свой уникальный образ.

Бог создает людей творчески. Свободно. Щедро. Ни один из нас не является чьей-то точной копией. Никто не повторяется.

И еще Бог открыл людям Свою собственную особую неповторимость. Христиане узнали, что единый Бог – это Троица. Они поверили новому откровению. И прославили Бога Троицу.

Дивное откровение. В истории христианства встречались попытки объяснить откровение о Троице как-нибудь попроще, постандартнее. От этого вся мистическая уникальность откровения сразу же теряется.

Не все объяснения подходят

Самое влиятельное объяснение троичности Бога было такое: на самом деле Бог единственный в обычном арифметическом смысле, только Он является людям трояким образом.

Высказывалось мнение, что сначала Бог является как Отец, затем как Сын, впоследствии как Святой Дух. Церковь решительно возразила против, анафематствовала подобные объяснения как еретические.

Троичность Бога христиане признают не только во внешнем явлении Бога, но и во внутрибожественной жизни.

То есть Бог Сам по Себе всегда был Троицей. И остается всегда триединым Богом. Сын извечно существует с Отцом и Духом как единый Бог.

Еще одно. Была в истории и немногочисленная, маловлиятельная ересь трифеистов, которые считали Троицу «Тремя Богами».

Все, кто современных христиан обвиняет в многобожии, про эту ересь либо не знают вовсе, либо знать не хотят. Настоящие многобожники, в отличие от христиан, учение трифеистов не стали бы ересью называть.

Природа и личность

Божественная природа едина, и ее не разделяют на части три божественных Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Три Лица Троицы – это Единый Бог.

Отцы Церкви с одинаковой силой утверждали единство Бога и троичность Бога.

Учение о Троице не было результатом каких-то интеллектуальных выкладок, сделанных в определенной богословской школе. Это живая истина о Боге.

Истину троичности Сам Бог открыл через Евангелие Христово (см. первые стихи от Иоанна). Люди небесную истину восприняли. Отстаивали перед лицом разных ересей, выразили в точных богословских формулах. Хранили как сокровище веры, несмотря на насмешки безбожников и разных представителей псевдохристианской и антихристианской критики.

Посмотрим на таинственную истину триединства в сравнении. Единство божественной природы можно считать истиной почти общедоступной. Ее даже некоторые язычники признавали. Правда, эта единая божественная природа в умах людей почему-то оказывается отчетливо безличной, имперсональной, «выше, чем любая ограниченная личность».

Бывает, что в единой божественной природе язычники готовы увидеть личность, но это признание оказывается всегда неустойчивым, размытым, дискуссионным. Тут опять несколько вариантов. Кто-то считает личность лишь конкретным проявлением природы, таким образом «природное» оказывается гораздо важнее «личностного». То есть божественная природа в какой-то мере снова оказывается имперсональной.

Кто-то из язычников говорит о единстве божественной личности, попросту перенося на Бога заурядные чисто психологические представления о некоем разумном существе. Здесь имеет место религиозное «олицетворение», весьма распространенное «очеловечивание» божественной природы – антропоморфизм.

Православные христиане придерживаются иных воззрений. Отстаивая догмат о триединстве Божества, православные различают божественную природу (сущность) и божественные Лица (Личности). Природа и Личности не одно и то же, хотя эти понятия и связаны.

О Боге и человеке

Триединство – это настоящее откровение о Боге, о божественных Лицах (Личностях). И о человеческих личностях тоже, поскольку людей Бог создал по Своему образу. Вот почему в человеке тоже можно различать природу и личность. Можно различать, но не обязательно разделять.

Природа и личность не синонимы. Не может быть личности без природы. С другой стороны легко представить себе некую природу без личности – она будет имперсональной. Только «имперсональная природа» будет ниже «природы личностной», ниже в иерархии бытия.

В людях есть природное и личностное начало. В нас есть не только природные устремления, в нас заложена и свобода личности.

Если бы христианские народы жили откровением о Троице, откровением о личности, не было бы такого соблазна сделаться человеком со стертым лицом, обезличенным человеком. Этот соблазн сейчас в заманчивой упаковке представляют рекламные агенты массовой культуры, в том числе и религиозной массовой культуры. В прошлом веке его навязывали народам пропагандисты тоталитарных режимов. Соблазн велик. А Бог все равно величественнее.

Жив Бог Троица! И жива будет душа человеческая!..

Диакон Павел Сержантов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Просмотрено (63) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах...далее ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода... В этот день совершается последняя в году Литургия Преждеосвященных Даров... далее

Скоро праздник

30 апреля - Обретение мощей прп. Александра Свирского

В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается “новозаветным Авраамом”, ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Он был канонизирован уже спустя 14 лет после своей праведной кончины, и житие его было написано, что называется, “по горячим следам” и отличается особой достоверностью... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы