Выбрать страницу

Как не занимать чужое место в деле спасения другого человека

Спор о вереСколь полезны наши «активные действия» по воцерковлению ближних? Как поступить, если, как нам кажется, кто-то ведет себя «не как надо»? Должен ли православный быть вежливым?

О том, как важно для христианина не занимать чужое место в деле спасения другого человека, тем более что это место принадлежит Христу; быть вежливым и деликатным, – наш разговор сегодня с настоятелем вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу протоиереем Александром Лебедевым.

– «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 1–4). В этом фрагменте из послания апостола Павла привлекает внимание указание на «своего» Господа. Как понять это наблюдение или утверждение апостола? Значит ли это, что у каждого из нас – свои собственные взаимоотношения с Богом и вторгаться в эти отношения нельзя?

– Как я понимаю, апостол Павел обосновывает причину, по которой мы должны воздерживаться от осуждения кого-либо: суд над другим человеком есть посягательство на собственнические права Бога. Мы сквозь пелену веков не вполне понимаем, чем было рабство во времена Христа и апостолов. Мы представить себе не можем, что один человек от рождения пожизненно может быть собственностью другого человека. Однако такие отношения в те времена были обычны и не предосудительны сами по себе.

Чья-либо попытка самочинно распоряжаться нашим личным имуществом вызывает как минимум возмущение, а вообще может и по рукам получить тот, кто их тянет, куда не надо. К таким естественным для каждого собственническим инстинктам и апеллирует, по-моему, апостол Павел: что ты осуждаешь кого-либо? не лезь не в свое дело, не твой это раб, не тебе и судить. Знаешь, Кто его хозяин? Желаешь с Ним потягаться? Он – Бог, а «кто ты, осуждающий чужого раба?» По-моему, такое «на себя-то посмотри» способно отрезвить любителя осуждать.

Кроме того, апостол Павел затрагивает важную тему об индивидуальности отношений с Богом каждого человека. «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14: 6) – и каждого из них Бог принимает. Этот пример говорит далеко не о всеядности Бога и не о тождественности противоположностей, а о вторичности формы по отношению к сути явления. Уверенный, что можно есть всё, опирает свою уверенность на признание Бога Творцом всего сущего: Бог благ, следовательно, среди сотворенного Им нет ничего скверного. И это так. Воздерживающийся от определенной пищи человек тем самым приносит жертву Богу, справедливо считая, что воздержание в принципе богоугодно. Ведь первая и единственная заповедь Бога по отношению к человечеству до грехопадения – о воздержании (вспомним запрет вкушения плодов древа познания добра и зла в раю). И ядение, и неядение в приведенных примерах мотивируются одним и тем же чувством: благоговения перед Богом.

– Иногда мы видим непонимание, а то и ярость, возмущение, «праведный» гнев, если другой человек ведет себя не так, как мы привыкли, в быту, общине, храме. Речь не о выкладывании ног на стол, не о хамстве, а о «разрыве шаблона»: вроде бы верующий, а ведет себя как-то вот не так. То кланяется невпопад, то на исповедь ходит чаще, чем к Причастию, то… Дело не в особенностях поведения осуждаемого, а в гневе осуждающего. Чем вызвано такое чувство ярости?

Вера не призвана тотально стандартизировать отношения человека и Бога. Да, для всех времен и народов одинаково неизменно звучит повеление: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим» (Лк. 10: 27). Но и разумение, и сердце, и крепость у каждого свои. Посему и проявления любви к Богу многоразличны, иногда по видимости даже противоположны.

– Важно ли в этом случае быть просто деликатным и вежливым?

– Чрезвычайно. Хотя бы для того, чтобы иметь время призадуматься: а не остудить ли свой «разум возмущенный»? Старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра, говорил: «Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми». Выходит, до святости далековато тем, кто не может соблюдать элементарные правила хорошего тона.

К.С. Петров-Водкин. Рабочие. 1926

Нередко приходится слышать сетования церковных людей на то, что близкие их как-то странно глухи к призывам исповедоваться, ходить в церковь, поститься и прочая. Просто сердце разрывается от того, что они такие безбожники – ничем-то их не проймешь. Что тут скажешь? Стремление помочь близким прийти к Богу похвально, однако важно не забывать, что в этом деле мы призваны свидетельствовать о Боге, а не навязывать человеку свое представление о том, как должны строиться его с Ним отношения.

Казалось бы, это так естественно – судить о других по себе: имея некий опыт воцерковления (действительного или мнимого), считать, что этот опыт универсален. Нам кажется: ну, почему это не срабатывает по отношению к другому так, как сработало в свое время по отношению ко мне? А потому и не срабатывает, что это другой человек. Попытки воцерковления ближних были бы гораздо успешнее, если в этом процессе мы предусмотрели бы какое-то место Богу, а не пытались организовать акцию спасения через подчинение другого своим стереотипам благочестия.

Прорывается зачастую в среде православных этакое стремление манипулировать другими ради их же собственного блага. Инфернальный душок в этом несомненен. Это объясняет ту обиду и гнев, которые изливаются зачастую на того, кто так нагло не желает соответствовать навязываемым стандартам.

– Как же можно воздействовать на других, как помочь человеку в его отношениях с Богом? И возможно ли это, если у каждого из нас свой к Нему путь?

– Возможно. Непредосудительный и спасительный способ вмешательства в дело обретения человеком веры, его воцерковления и спасения один, и он универсален: личный пример. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» – кто из нас не слышал этой истины?! Да, именно так: перенаправив вектор духовных усилий с других на себя, мы не бросаем этих других на произвол, а спасаем их, встаем на путь самого неопровержимого свидетельства о Боге – свидетельства примером своей жизни. «Слово, – говорит святитель Григорий Богослов, – можно опровергнуть словом, а чем ты опровергнешь жизнь?» Пусть пример нашей жизни уверяет близких в том, что Бог есть, – это наилучший наш вклад в дело их спасения, а остальное, мне кажется, имеет смысл предоставить сделать Христу.

Не чужими, а своими духовными проблемами нужно заниматься – как часто оказывается, их довольно много. Не совать свой нос в дела Бога и другого человека может оказаться, как подтверждает практика и пословица, весьма полезно для здоровья.

С протоиереем Александром Лебедевым
беседовал Степан Игнашев
Православие.Ru

Просмотрено (105) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Великая Суббота


Последний день перед Пасхой. Торжественный и скорбный. В этот день Церковь вспоминает о сошествии Христа во ад после распятия. День, когда молчит всякая плоть...
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к нему. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи...далее После Литургии Великой Субботы — освящение пасхальных яств (куличей, яиц и пасох). Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ... далее


19:00 - Чтение Деяний святых апостолов.
23:00 - Полунощница с каноном Великой Субботы

Скоро праздник

3 мая - Прп. Александра Ошевенского

Александр Ошевенский (в миру Алексей Никифорович Ошевень; 17 марта 1427 — 20 апреля 1479) — русский христианский подвижник, основатель и первый игумен Ошевенского монастыря (Архангельская область)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы