Выбрать страницу

О духовной прибыли

Как совершение добрых дел может не приносить духовной пользы? По словам преподобного Антония Великого, в человеке действуют три различные воли: собственная, Божественная и бесовская. Вражеская воля побуждает нас не только вообще не делать добра, но и достигать добродетели ради похвалы, либо, по выражению преподобного Серафима, «для одного добра, а не ради Христа».

Оказывается, и молиться, и поститься, и стоять на церковных службах человек может, преследуя свои выгоды: чтобы быть собой довольным, уважать себя или чтобы им восхищались другие, отмечали его усердие, или, наоборот, чтобы оставили в покое. У внешне добродетельного человека может быть множество внутренних мотивов, которые не принимают Бога в расчет. Такой человек, делая добро, не знает Христа.

Духовную «прибыль» приносят только те дела, которые совершаются по любви к Богу, из желания делать именно так, как учит Христос и Его Церковь, наставляемая Святым Духом. Узнать, ведет ли ко Христу очевидное добро, может внимательный к своему внутреннему миру человек, умеющий распознавать козни лукавого и внутреннюю тягу к самоугождению. Таких людей немного, и их совет очень важен в духовной жизни христианина.

Но даже совершаемое по корыстным мотивам добро способно привлечь человека ко Христу. Замечая доброе зерно, Господь вносит Свои коррективы, «очищает» намерения человека и оставляет ему свободу решать, продолжать ли ему двигаться к Богу или оставаться в своеволии, или, что еще хуже, — в бесовском обольщении (прелести). Если человек воспользуется Божией помощью, то узнает Христа и приблизится к Нему. В таком случае доброе дело, начатое или сделанное из корысти, будет уже «как ради Христа сделанное и только за веру в Него».

Если совершаемое доброе дело укрепляет веру христианина, приносит ему тишину смирения, наполняет сердце милостью к другим людям, то оно сделано ради Христа. «Ибо добро, ради Него сделанное, — поясняет преподобный Серафим, – и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого». Если же сопутствующие доброму делу обстоятельства приводят душу в смущение, возмущение и другие мучительные состояния, значит, человек не воспользовался возможностью приобрести духовную прибыль. Но у него нет оснований жаловаться, что все его труды остались тщетными, не давшими плодов благодати. Он просто не использовал свой шанс.

Преподобный Серафим говорит не об эпохальных, меняющих судьбу решениях, а об обычных поступках, из которых состоит вся наша жизнь. Приведу реальный случай. Одна женщина, прогуливаясь по аллее парка с сыном лет десяти, заметила шедших навстречу таких же двух ребят, что-то оживленно обсуждавших. Один из них, очевидно, был ей знаком, потому что она заговорила с ним, а на второго не обратила внимания, и предложила знакомому мальчику пойти на аттракцион вместе с ее сыном. Тот с радостью согласился, а его товарищ еще какое-то время потерянно семенил за ними, пока совсем не отстал.

Все произошло менее чем за минуту, но каковы оказались последствия! Женщина была готова заплатить за чужого ребенка, чтобы ее сын весело провел время. Это было естественным проявлением родительской заботы, но такая щедрость матери не принесла пользы ее душе. За границей внимания оказался друг знакомого ребенка, ей он был не нужен. Женщина могла бы получить духовную прибыль, прояви она великодушие, включив в компанию своего сына и того мальчика, который «случайно» оказался рядом. Но она, не задумываясь, отвергала этот шанс и не заметила «лишнего» ребенка, потому что хотела сделать добро не знакомому мальчику, а лишь своему сыну. Так возможность совершить доброе дело обратилось в пагубу – и не только для души этой женщины. Не одна она поступила против совести. Проигнорировав второго ребенка, она понудила и приятеля сына к предательству товарища (прельщенный аттракционами, он легко его бросил), и преподала злой урок своему детищу: ради собственного удовольствия можно переступать через других людей.

Видимо, подобное случалось и прежде, ведь ее сынишка даже не пробовал попросить маму взять с собой и того мальчика и приобрести тем самым еще одного друга. Значит, у него уже сформировалась определенная черствость души. Со временем мама ощутит это на себе, недоумевая, как сын может быть невнимательным с нею, ведь она делала все для его счастья. Но ей невдомек, что она сама учит сына только получать желаемое и не «тратить себя» на других.

Каким бы образом в данной ситуации поступила женщина, которая стремится строить свою жизнь ради Христа? Как минимум она бы не проигнорировала, что приятель ее сына идет не один. Она бы пожалела незнакомого мальчика, не оставила бы его одного и нашла способ занять всех троих. И даже если бы не нашлось подходящего аттракциона или мама была ограничена в средствах, можно было просто вместе погулять по парку. В любом случае, разбивать компанию мальчишек, унизив незнакомого ребенка ради того, чтобы порадовать своего сына, было неправильно.

Проявив даже малую заботу о третьем мальчике, женщина использовала бы предоставленную Богом возможность совершить бескорыстное добро, оказать милость ради Христа. Но человек, как говорит преподобный Серафим, может не воспользоваться Божией помощью и не получить духовную прибыль. Доброе дело в таком случае человек делает только для себя, и оно не приносит ему пользы в вечности, да и в земной жизни не дает благодатного утешения.

Так в простейших повседневных ситуациях всякий раз испытывается наше стремление угодить Богу. Требуется внимание, духовная бдительность, чтобы использовать любой шанс сделать выбор в пользу Христа, поступить исходя из евангельских заповедей, а не из любых иных соображений, которые вкладывают в нас собственные страсти и лукавые духи.

Спасительная воля Божия наставляет «делать добро единственно лишь для Духа Святого», — говорит преподобный Серафим. Только так мы можем, подобно мудрым девам, запасти то масло, которое способно светло и продолжительно гореть до прихода Жениха Христа.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (28) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

— день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Все стараются быть в этот день Причастниками... далее
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... далее

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Скоро праздник

2 мая - Блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы