Выбрать страницу

Как связаны вера и свобода

Фото: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"Многие далекие от Христа люди уверены, что вера ограничивает человека и обкрадывает его жизнь, лишая многих удовольствий и возможности на опыте познать, какова она в реальности.

Один молодой мужчина, потерявший свою детскую веру, говорил: «Перестав верить, я стал свободнее, больше не ощущаю внешнее давление, необходимость постоянно делать то, что предписывается. Теперь не надо молиться, соблюдать посты, каждое воскресенье ходить в храм. У меня появилось много свободного времени».

Подобно ему рассуждает тот, кто смысл жизни христианина видит только в соблюдении постов, чтении молитв, посещении богослужений и т. п. Так, в притче про двух строителей один говорил, что таскает камни, чтобы заработать денег. Его товарищ, выполнявший ту же самую работу, мыслил иначе: «Я строю храм, и частица моего труда останется в нем навсегда!»

Для православного верующего все христианские обязанности — это временный труд для обретения вечности. Он постится, молится, участвует в таинствах не потому, что должен исполнить «навязанную» ему извне повинность, а потому что имеет внутреннее стремление к единству с вечным Богом, к живому благодатному общению с Ним. Ради этого человек трудится над собой, очищает свое сердце, чтобы оно стало жилищем Святого Духа.

Для того, кто отрицает существование Бога, труды по внутреннему развитию бесперспективны. Еще апостол Павел предупреждал, что, если не искать спасения во Христе, то предпринимать любые подвиги бессмысленно (ср. 1 Кор. 15:32). Сами по себе, без Христа, пост, молитва и другие аскетические упражнения духовной ценности не имеют. Это средства, которые позволяют человеку приблизиться к Богу и следовать за Ним в вечность.

Нельзя согласиться с атеистами, которые признают нравственную составляющую христианства, считают приемлемыми для себя евангельские нормы жизни, но не верят ни в Бога, ни в вечную жизнь, и не испытывают потребности наследовать спасение во Христе. Для них вера — это рациональный принцип, который облагораживает человека, украшает его жизнь.

Все наши труды по нравственному совершенствованию имеют смысл только при условии, что Бог существует, что Он — не только наш Творец, но и Спаситель, что Он воспринял человеческое естество, жил среди людей, пострадал за наши грехи, воскрес, вознес человеческую природу на Небо к Богу Отцу и послал обновляющего нашу природу Духа Святого. Из этой веры рождается потребность убирать из своей жизни и из своей души все, что мешает общению с Христом, и вводить то, что Ему помогает. Иначе человек уклоняется от Бога, уходит от Него как блудный сын от отца «на страну далече» (Лк. 15:13). А это опасный духовный выбор.

Французский математик и философ Блез Паскаль рассуждал: «Если я буду жить, веруя в Бога, а Его не окажется, то после смерти я ничего не потеряю. Когда меня не станет, уже некому будет сожалеть о времени, потраченном на молитву и добродетельную жизнь. А если я буду жить так, как будто Бога нет, но окажусь неправ, то на Страшном Суде потеряю несравненно более значимое — блаженство в вечности. Ведь я окажусь неподготовленным жить в Царстве Небесном с Христом и Его святыми».

К тому же, если убрать все ограничения, которые накладываются христианской нравственностью, жизнь людей от этого не станет легче и счастливее. Ведь, если Бога нет, человек будет строить жизнь, исходя из сиюминутных эгоистичных интересов. У каждого в приоритете будут собственное удовольствие и выгода. И никакие справедливые общественные нормы и правила не помогут, что доказано крахом советской системы.

Предоставленные сами себе, общественные нормы поведения становятся весьма изменчивыми. Например, супружеские измены сто лет назад были осуждаемы, а сейчас они оправдываются обществом и массовой культурой. Свободное вступление в сожительство молодого человека и девушки однозначно порицалось еще тридцать, сорок лет назад. Ныне такой вариант отношений нередко поддерживают даже их родители. Если же старшие и против, то не могут объяснить своим детям неправильность их поступка. Ведь с точки зрения общественного порядка молодые люди своим союзом никому не вредят.

Последствия ранних или беспорядочных сожительств, такие как неполные семьи, бесплодие, СПИД и другие болезни, не волнуют молодых, пока беда случается с другими. Люди не осознают, какой вред они наносят самим себе, принимая за норму разрушение брака. Девушка, пожив с одним, и другого терпит недолго. Бравируя своей независимостью, она усваивает ментальность эгоцентрика и уже не может создать крепкую семью. Так что в старости ее ждет одиночество.

Чем дальше люди отходят от Христа, тем все более очевидные пороки проникают в общественную и частную жизнь. Уже считается, что если аморальные поступки совершаются по согласию, если при этом человек своими действиями не создает проблем окружающим, то это не предосудительно, ведь сейчас свобода. С духовной точки зрения, это крайне опасно. Ведь безнравственное поведение делает для человека невозможным молитву и богообщение. Он встает на стезю людей, живших перед потопом, о которых Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6:3).

Ради того, чтобы обрести способность воспринимать благодать Божию, православные трудятся над обузданием своих страстей. Помощниками в этом труде являются молитва дома и в храме, пост, видение своих грехов и покаяние, участие в таинствах, особенно в Евхаристии, чтение духовной литературы, прежде всего Священного Писания, деятельное хранение евангельских заповедей. Все это помогает осуществить призвание человека, цель его земной жизни — стяжание Духа Святого.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (58) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

— день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Все стараются быть в этот день Причастниками... далее
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... далее

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Скоро праздник

2 мая - Блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы