Выбрать страницу

Женщины у пустой гробницы

Женщины у пустой гробницы

Первые, кто узнают о Воскресении Господа, — «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лук.24:10), группа женщин, которые «в первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу» (Лук.24:1).
Именно они стали, по выражению святого Иоанна Златоуста, «Апостолами к Апостолам», теми, кто впервые возвестил благую весть о том, что «воскрес Христос от гроба, как Он и предсказал». В Евангелии вообще нет незначительных деталей, и то, что первыми о Воскресении удостоены узнать именно женщины, глубоко не случайно.

В античном мире — как иудейском, так и языческом — женщина была существом второго сорта. Иудейский историк Иосиф Флавий, описывая современные ему обычаи, говорит: «Свидетельство женщин, ввиду их легкомыслия и пристрастия, не должно быть принимаемо во внимание». ( Иудейские древности, Книга 4, 8, 15)

Талмудический трактат «Шевуот» (Клятвы), относящийся к вопросам судопроизводства, исключает женщин из числа свидетелей, которые имеют право давать показания в суде. (Лист 30)

В Талмуде неоднократно указывается на низкий статус женщины. Например, их не следовало учить Закону: «сказано: “…и учите их, сыновей ваших” — сыновей, но не дочерей (т.е. мужчин, а не женщин)» (Трактат «Брахот»).

Но это принижение женщин среди иудеев того времени было еще весьма умеренным, если мы взглянем на язычников. Все же в Библии о первой женщине сказано как о «помощнице», «соответственной» мужчине, в то время как в греческой мифологии первая женщина — это Пандора, та самая, которой принадлежит известный ящик (или шкатулка) Пандоры со всеми человеческими бедами.

Наиболее приниженным положение женщины было в Греции, где женщина (если только она не была гетерой) была полностью подчинена отцу (или мужу) и не могла принимать никаких самостоятельных решений. Как говорил Аристотель, «…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему». Несколько лучше положение было в Риме; но и там женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах, хотя могли иметь на них косвенное влияние. В суде интересы женщины должен был представлять отец или, при его отсутствии, опекун мужского пола.

В античной литературе более чем достаточно примеров крайне презрительного отношения к женщине, которая представлялась существом умственно и нравственно неполноценным.

То обстоятельство, что первыми Воскресение возвещают женщины, служило для языческих критиков христианства неиссякаемым источником насмешек. «А что Он, хотя не сумел постоять за Себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании?» — язвительно спрашивал антихристианский автор II века Цельс. «Он явился, — продолжает Цельс, — тайком только одной какой-то женщине и собственным своим приверженцам».

Духовный опыт и вера женщин и долгое время спустя не вызывали у язычников ничего кроме презрения. Другой антихристианский автор — Порфирий — приводит ответ оракула, который получил от Аполлона некий мужчина, спрашивавший, как отвратить жену от христианства:

Легче тебе письмена начертать на поверхности моря,
Легче взлетишь ты, как птица, поднявшись на крыльях воздушных,
Нежели женщины ум нечестивый, нечистый исправишь.
Пусть же и дальше она в бессмысленной лжи погрязает,
Пусть воспевает в обманчивых жалобах мертвого Бога,
Коего судьи в решении мудром своем осудили,
И среди славных позорная смерть и железо сразили.

Более того, даже сами Апостолы воспринимают свидетельство жен-мироносиц с явным недоверием: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11). В ту эпоху женщины считались явно неподходящими свидетелями для события такой важности.

Что из этого следует? Отметим три вещи.

Прежде всего, то, что свидетельство о женщинах у пустой гробницы является безусловно достоверным и очень ранним. Первыми о Воскресении узнают именно женщины, а мужчины-ученики вначале не верят — это не то, что ранняя Церковь могла бы выдумать. С точки зрения тогдашнего культурного контекста это чудовищно неудобное, даже неприличное положение дел.

Как пишет современный библеист еп. Том Райт,

«Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1Кор.15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это — первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей-мужчин (что мы видим в 1Кор.15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах» («Главная Тайна Библии»).

Том Райт обращает внимание на то, что, таким образом, свидетельство о женщинах у пустого гроба являются более ранним, чем свидетельство апостола Павла, то есть заведомо существовало до 55–57 гг. н.э., когда, по мнению ученых, было написано Первое послание к Коринфянам.

Другая сторона того, что Бог удостоил быть первыми свидетелями Воскресения именно женщин, состоит в том, что Бог посрамляет человеческую гордыню, избирая тех, на кого окружающие склонны смотреть с пренебрежением, как на людей второго сорта. Это напоминает слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26–29). Бог превозносит тех, кого люди склонны уничижать.

Третье, что стоит отметить — это то, что женщины идут к Иисусу не в тот момент, когда Он в окружении восторженной толпы творит чудеса, не тогда, когда люди ожидают Его воцарения, а когда Он, как кажется, полностью и окончательно проиграл, когда Господь унижен, уничтожен, убит и погребен. Они хранят верность Господу в момент, когда Его поражение кажется несомненным. Именно поэтому они и узнают о Его Воскресении первыми.

Сергей Худиев
Источник: Православие.Ru

Просмотрено (85) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Великая Суббота


Последний день перед Пасхой. Торжественный и скорбный. В этот день Церковь вспоминает о сошествии Христа во ад после распятия. День, когда молчит всякая плоть...
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к нему. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи...далее После Литургии Великой Субботы — освящение пасхальных яств (куличей, яиц и пасох). Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ... далее


19:00 - Чтение Деяний святых апостолов.
23:00 - Полунощница с каноном Великой Субботы

Скоро праздник

3 мая - Прп. Александра Ошевенского

Александр Ошевенский (в миру Алексей Никифорович Ошевень; 17 марта 1427 — 20 апреля 1479) — русский христианский подвижник, основатель и первый игумен Ошевенского монастыря (Архангельская область)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы