Выбрать страницу

Вознесение Господне: Праздник, заложенный в основание Церкви Христовой

Вознесение Господне: Праздник, заложенный в основание Церкви Христовой

День Вознесения Господня – хороший повод задуматься над тем, что лично нам дал Христос, понимаем ли мы значение Его слов, действий и поступков, соучаствуем ли в них?

Прозвучали последние возгласы «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» и мы вошли в Праздник Вознесения! События, происшедшие на Елеонской горе, нам всем хорошо известны, но здесь не столько важна память о них, сколько понимание того, какое отношение они имеют к делу спасения человечества.

Давайте напомним себе, что именно Вознесением Господь завершает Свой Искупительный подвиг, о чем так прекрасно пишет Владимир Николаевич Лосский: «Своим вознесением Он, прежде всего, соединяет землю с небесными сферами – с небом чувственным; затем Он проникает в эмпирей, проходит сквозь ангельские иерархии и соединяет небо духовное, мир умозрительный с миром чувственным. Наконец, Он приносит в дар Отцу всю полноту соединенной в Нем вселенной, как новый космический Адам, соединяющий тварное с нетварным».

Тему эту можно развивать и дальше, но, думаю, что многие священники подробно раскроют ее в своих проповедях в день Вознесения. Потому мне хотелось бы больше внимая уделить тем, скажем так, аспектам праздника, которые довольно часто ускользают от нашего внимания. Речь пойдет о паремиях, читаемых на Великой вечерне.

Время чтения паремий незаслуженно считается не особо важной частью службы – с первыми словами паремий, произнесенными чтецом, прихожане выдыхают, рассаживаются по скамейкам и улетают в своих мыслях далеко за пределы храма.

Перед чтением паремий осуществляется каждение на стихирах, затем вход, прокимен – все это заставляет нас несколько подобраться, быть внимательным и собранными. Следующее же далее чтение отрывков из Ветхого Завета, тем более пророческих книг, собственно, эти самые паремии, довольно часто расслабляют молящихся. Время чтения паремий незаслуженно считается не особо важной частью службы – с первыми словами паремий, произнесенными чтецом, прихожане выдыхают, рассаживаются по скамейкам и улетают в своих мыслях далеко за пределы храма.

Это опасная тенденция. Нельзя забывать, что богослужение – это живое общение с Живым Богом, потому от порока невнимательности нужно избавляться.

Итак, празднику Вознесения Господня посвящены три паремии: два чтения из книги пророка Исайи и одно – из пророка Захарии. Без претензий на подробнейший разбор всего текста, постараемся остановиться на наиболее, как мне кажется, интересных и значимых словах.

Во второй паремии читаем следующее: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!» (Ис. 62, 10).

Вознесением завершается Искупительный подвиг Спасителя, далее последует создание Его Церкви и в дело проповеди должны вступить сами христиане.

В некоторой мере, можно сказать, что это слова, обращенные к нам. Для того чтобы лучше понять почему так, нужно обратиться к церковнославянскому тексту, где есть небольшое, но важное уточнение: «ворота» и «народ» в приведенной цитате от имени Христа названы «Моими», а потому речь здесь идет о новозаветной Церкви.

Вознесением завершается Искупительный подвиг Спасителя, далее последует создание Его Церкви и в дело проповеди должны вступить сами христиане. Само понятие «врат» подразумевает, что есть кто-то за ними, «внутри», и кто-то перед ними, «снаружи». Так вот пророческая заповедь указывает на необходимость служение тем, кто еще не познал Христа.

Миссия – это не удел отдельной «кучки» профессиональных проповедников, но необходимое условие жизни всякого христианина. Праздник Вознесения – это очередной повод задуматься над тем, что лично мне дал Христос, что для меня сделал, понимаю ли я значение всех Его слов, действий и поступков, соучаствую ли в них? Все это предельно важно, ведь от этого зависит то, каким (!) Спасителя увидят во мне внешние люди… и увидят ли вообще?

Давайте не забывать, что Вознесение Господне и связанное с ним дело спасения человека также является догматом, без которого невозможно существование Церкви Христовой.

Об этом же идет речь и первой паремии, состоящей всего из пары стихов: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его» (Ис. 2, 2-3).

Многие святые отцы, такие как Василий Великий, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов указывают на то, что под «горой дома Господня» нужно понимать именно Церковь.

Обратим внимание на словосочетание «в последние дни». Это указание можно отнести к различным временным периодам, но здесь важнее тот факт, что, в любом случае, «гора дома Господня будет поставлена во главу гор». Святитель Иоанн Златоуст уточняет, что у пророка идет речь о непобедимости догматов. Давайте не забывать, что Вознесение Господне и связанное с ним дело спасения человека также является догматом, без которого невозможно существование Церкви Христовой. Само понятие «горы» здесь является замечательной аллегорией, так как любая война против горы – бессмысленна.

«Как если бы бесчисленные войска нападали на горы, – продолжает Златоуст, – натягивая луки, бросая копья, подводя осадные орудия, горам они не могли бы повредить, но сами отступили бы, проявив собственную силу, так и все, воевавшие против Церкви, ее не поколебали, а потеряв собственную силу, посрамились, при самом нанесении ударов оказываясь бессильными, при самом нападении впадая в изнурение, при самом действии испытывая поражение».

В паремиях же присутствует много указаний на Церковь, при этом нельзя забывать, что Церковь это не только некий земной религиозный институт, но прежде всего Тело Христово, членами которого являются и люди, и ангелы; и святые, и кающиеся грешники.

Церковь Христова стояла и будет стоять до самых последних времен, но при этом на нее продолжаются и будут продолжаться нападки и гонения. Косвенно об этом мы можем прочесть и в третьей паремии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу» (Зах. 14, 4).

Если говорить об историческом уровне понимания этого текста, то многие толкователи относят его ко времени разрушения Иерусалима тогда еще будущим императором Титом в 70 году. Т.е. раскол горы надвое и открытие долины на востоке означает возможность бегства уцелевших от плена и смерти жителей столицы. Типологическое же понимание данного отрывка, как пишет владыка Виссарион (Нечаев), означает гонение язычников на Церковь, но «она не погибнет от гонений»; а «многие из верующих во Христа уцелеют от гонений и найдут безопасность под кровом Вышнего».

Все приведенные рассуждения, безусловно, интересны, но невольно возникает вопрос: а какое отношение они имеют к Вознесению, да и, собственно, нашему спасению? Вот вроде бы и гора Елеонская упомянута, но, к примеру, ни Кирилл Александрийский, ни Ефрем Сирин, ни Иероним Стридоский не относят напрямую приведенную цитату пророка Захарии к отмечаемому нами ныне Празднику.

Мы члены Церкви «воинствующей», но стремящиеся в Церковь «торжествующую», а потому ни притеснений, ни гонений, ни бед, ни испытаний мы не должны страшиться.

Давайте вернемся к словам Владимира Лосского о том, что Спаситель Своим Вознесением соединяет «мир умозрительный с миром чувственным». В паремиях же присутствует много указаний на Церковь, при этом нельзя забывать, что Церковь это не только некий земной религиозный институт, но прежде всего Тело Христово, членами которого являются и люди, и ангелы; и святые, и кающиеся грешники. Церковь состоит из «торжествующей» и «воинствующей» частей, и все это стало возможным именно благодаря Вознесению, благодаря прохождению Христом «сквозь ангельские иерархии» и принесением в дар Отцу всей полноты соединенной с Ним вселенной.

Мы же, все еще проходящие свой земной путь христиане, должны непрестанно помнить об этом, помнить о том, что наше подлинное Отечество на Небе, что этот наш «космический шарик» – лишь «перевалочный пункт», «вокзал».

Мы члены Церкви «воинствующей», но стремящиеся в Церковь «торжествующую», а потому ни притеснений, ни гонений, ни бед, ни испытаний мы не должны страшиться. Они есть или будут в жизни каждого христианина, ведь «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Но всему этому есть свой предел, в отличие от беспредельного блаженства с Вознесшимся и возносящим нас Христом. И дай Бог нам памятовать об этом, чтоб не потерять «беспредельность» ради «предельности».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (61) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

— день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Все стараются быть в этот день Причастниками... далее
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... далее

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Скоро праздник

2 мая - Блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы