Выбрать страницу

Неделя перед Крещением Господним

Неделя перед Крещением Господним

Евангелист Марк начинает сегодняшний отрывок словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Здесь слово «Евангелие» соответствует греческому значению этого слова «Ευαγγέλιο» – «Благая весть» и относится к пришествию Христа и Его учению. В английском языке слово «Евангелие» происходит от языка англосаксов и буквально означает «Божию хорошую и добрую речь».

На важность слова «Ευαγγέλιο» в Евангелии от Марка указывает тот факт, что оно трижды повторяется в первой главе. Евангелист начинает эту благую весть с упоминания «Иисуса Христа, Сына Божия» и позже снова ссылается на это: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 14–15).

Среди исследователей Библии, опирающихся на блаженного Августина, распространено мнение, что Евангелие от Марка резюмирует Евангелие от Матфея. Эта идея помешала ученым открыть первенство Евангелия от Марка, самого краткого из синоптических.

Большинство библеистов с 1930 года признали, что именно Евангелие от Марка является древнейшей библейской книгой, дошедшей до нас. Автор, начинавший ее с первой проповеди Евангелия, предпочитал называть Иисуса Христа Сыном Божиим. Этим он свидетельствует, что Христос был Сыном Божиим не только по имени, но и по Своей собственной природе.

Мы – сыновья Божии, но Он не такой сын, как мы; ибо Он есть Единородный и истинный Сын по происхождению, а не по усыновлению; не только по имени, но по рождению.

Каждый из четырех евангелистов выбирает конкретное и неслучайное начало. Обратите внимание, что Марк ничего не говорит о рождении Иисуса или о Его детстве и юности. Он намеренно начинает прямо с благой вести о Крестителе Господнем Иоанне и его проповеди «покаяния для прощения грехов».

Фото: monastery.ru

Евангелист решает начать свою книгу с вести о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, и пророчеством из Ветхого Завета: «Как написано у пророков…» В одних переводах этого отрывка сказано: «Как написано у пророков», а в других: «Как написано у пророка Исаии».

На самом деле это пророчество является совместным пророчеством двух пророков. Первое: «Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим» (Мал. 3: 1). И второе: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40: 3).

Почему же обычно упоминается только пророк Исаия и это пророчество приписывается только ему, а не обоим пророкам? Возможно, потому что пророк Исаия является величайшим и самым плодовитым пророком из всех.

Из этих двух пророчеств мы замечаем, что первое, пророчество Малахии, больше относится к характеру святого Иоанна Крестителя, а второе, Исаии, указывает на характер его проповеди. Святой Иоанн упоминается как «Мой посланник». В переводе с греческого «άγγελος» означает «ангел» и «посланник». По-арабски это переводится как «Мой ангел». Иоанн Креститель на самом деле жил ангельской жизнью, отрешенной от всех земных забот, жизнью, свободной от всех страстей.

Он также уподоблен ангелу, потому что, когда Господь где-то присутствует, Его окружают и сопровождают ангелы.

Ангелы окружают Его, следуют за Ним и возвещают о Его прибытии. Здесь же укажем, что свеча, которую выносят вместе со Святым Евангелием при малом входе во время Божественной литургии, символизирует именно святого Иоанна Предтечу, приготовившего народ к пришествию Господа Иисуса, как написано у пророков.

Он «проповедовал крещение покаяния для прощения грехов», и все жители Иудеи и Иерусалима, которые выходили к нему, «крестились, исповедуя свои грехи». Эти крещения были крещением для будущего прощения, которое должно было последовать через Жертву Христову.

Фото: monastery.ru

Святой Иоанн Креститель представлял закон, он пришел крестить для покаяния в грехах, а Христос пришел предложить благодать.

Иоанн Креститель пришел крестить для покаяния в грехах, а Христос пришел предложить благодать

Как Иоанн Предтеча сам телесно предшествовал Христу, так и его крещение было «прологом» к Господнему крещению. Иоанн Креститель крестит водой для «покаяния», чтобы приготовить людей к крещению Святым Духом для прощения грехов.

Святитель Григорий Богослов в своем «Слове на святые светы Господних явлений» объясняет различие между крещением Моисея и Иоанна, а также крещением Христа. Он также говорит о двух других видах крещения – мученичестве и крещении слезами:

«Крестил Моисей, но в воде, а раньше во «облаке и в море» (1 Кор. 10: 2), и это имело преобразовательный смысл, как понимает и Павел. Морем преобразовалась вода, облаком – Дух, манной – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в «покаяние» (Мф. 3: 11), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: «и духом». Крестит и Иисус, но Духом: в этом совершенство.

Как же не Бог Тот, через Которого (осмелюсь сказать) и ты сделаешься богом? Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое – слезное, но труднейшее; им крестится «омывающий каждую ночь ложе свое и постель слезами» (Пс. 6: 7)».

Сегодняшний евангельский отрывок заканчивается тем, что Иоанн Креститель указывает на степень различия между ним и Христом, не называя Его: «Идет за мною Сильнейший меня».

Фото: monastery.ru

На более важное «пришествие» намекает текст Исаии, который очень близок к тексту, данному Марком: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью» (Ис. 40: 10).

Святой Иоанн Креститель был силен силой Божией; он был пророком, которому был доверен дар непосредственно готовить народ Божий к пришествию Господа. Он «больший из рожденных женами» (Лк. 7: 28), и он «недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1: 7).

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» является постоянным призывом к покаянию для всех, кто верит в Господа Иисуса как Спасителя до конца времен. Аминь.

Митрополит Василий (Кодсие)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке. Фрагмент: monastery.ru

Просмотрено (75) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

— день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Все стараются быть в этот день Причастниками... далее
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... далее

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Скоро праздник

2 мая - Блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы