Выбрать страницу

Кто написал современный молитвослов

Кто написал современный молитвослов

Молитвослов – самая читаемая книга в среде считающих себя православным христианами. Откуда взялся современный молитвослов? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Очевидно, что молитвослов – это книга, которую православные христиане берут в руки чаще всего. По данному параметру перед молитвословом «пасует» даже Библия, и такую ситуацию нормальной не назовешь, не потому, что мы не хорошие молитвенники (чтение молитвослова едва ли сделает нас ими), а потому, что плохие знатоки Священного Писания.

Если тексты молитвослова имеют столь важное значение в жизни православных христиан, то невольно задумаешься: всегда ли так было? Люди так молились и в предшествующие эпохи или хорошо нам знакомые правила имеют позднее происхождение? Есть на этот счет несколько замечаний.

Мы привыкли к тому, что термином «молитвослов» обозначается сборник текстов для личного, домашнего или келейного молитвенного употребления. А вот в древних источниках так именовались любые собрания молитв, в том числе и для храмового богослужения. Славянскому названию «молитвословъ» более всего соответствует греческий термин «еὐχολόγιον», или «евхологий», которым именовалась одна из основных богослужебных книг, содержащая тексты для использования священниками. В XVI веке на Руси «евхологий» перевели как «моливенникъ», впоследствии именно так назвал святитель Петр (Могила) свой Требник, выпущенный в 1646 году.

В XVI веке на Руси «евхологий» перевели как «моливенникъ», впоследствии именно так назвал святитель Петр (Могила) свой Требник, выпущенный в 1646 году.

Если говорить не о самом термине, а содержании и смысловом значении молитвослова, то первым таким сборником можно смело считать Псалтирь, в которой есть и просительные, и благодарственные, и хвалебные Богу тексты. После того как сформировался привычный для нас суточный круг богослужения, некоторые тексты христиане стали употреблять в качестве келейного правила.

Так, например, в «Домострое» – письменном памятнике русской литературы XVI века, содержится следующее указание: «По все дни, в вечере, мужу с женою, и с детми, и с домочадцы и кто умеет грамоте отпети вечерня, и повечерница, и полунощница с молчанием и с кротостию с стоянием, и с молитвою, и с поклоны; – пети внятно и единогласно. А после правила, отнюдь, ни пити, ни ясти, ни молвы творити всегда, а всему тому наук; а ложася спати, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити».

Нельзя не вспомнить, что с изобретением книгопечатания широкое распространение получает так называемая «Малая подорожная книга», издававшаяся типографией Франциска Скорины и датированная 1522 годом. По сути это была Следованная Псалтирь, дополненная некоторыми тропарями, кондаками, канонами и акафистами.

XVI век во многом становится последним в использовании христианами богослужебных текстов в качестве келейных правил. Переломным в этом плане становится следующее, XVII столетие, когда сначала в киевских, а потом и остальных типографиях начинают издаваться сборники молитв, схожих по содержанию с современными вечерним и утренним последованиями.

После знаменитых реформ патриарха Никона эти сборники приобретают широкое распространение, и начинает формироваться уже знакомый нам молитвослов.

После знаменитых реформ патриарха Никона эти сборники приобретают широкое распространение, и начинает формироваться уже знакомый нам молитвослов. Обращаясь к примеру, нужно обратить внимание на Канонник 1679 года, в котором вместо молитв «внегда востати от сна» помещены «утренние» молитвы, а вместо «спальных» – «на сон грядущим». Также здесь мы находим акафист Иисусу Сладчайшему и канон Ангелу Хранителю. Однако было бы ошибкой думать, что указанный Канонник был близок к современному молитвослову, потому как, несмотря на всю предшествующую эволюцию чинопоследований, окончательно сформировался он в советское время, когда издательство Московской Патриархии ограниченным тиражом начинает издавать типовые молитвословы.

Наибольший бум печатанья молитвословов пришелся на 90-е годы ХХ века, когда после семидесяти лет безбожной власти в геометрической прогрессии возрастает на них спрос. Из-за того, что не было единого издательского центра и какой-либо цензуры, молитвословы дополняются большим количеством произвольных текстов, однако его сердцевина, состоящая из утренних, вечерних молитв, трех канонов и последования ко Причастию, остается неизменной.

По мнению известного литургиста священника Михаила Желтова, при всей привлекательности современный молитвослов поражает «почти полным отсутствием библейского элемента», что, как мы знаем, было неотъемлемой частью ранних чинов, употребляемых христианами в качестве келейного правила.

Из сказанного следует очевидный вывод: современным молитвословом, безусловно, нужно пользоваться, а его основной недостаток компенсировать постоянным чтением Священного Писания и размышлениями над ним.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: semyaivera.ru / spzh.news

Просмотрено (126) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода... В этот день совершается последняя в году Литургия Преждеосвященных Даров... далее ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

— день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Все стараются быть в этот день Причастниками... далее
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... далее

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами)

Скоро праздник

2 мая - Блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы