Выбрать страницу

Мытарь или фарисей?

Мытарь или фарисей?

Евангельская притча рассказывает о том, как в храм Божий вошли два человека — фарисей и мытарь. Пришли они за одним и тем же — получить от Бога благословение и прощение своих грехов. Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь (Лк.18:11), — показывая на человека, который стоял рядом с ним. Называя его в этом ряду грешников, фарисей подвел итог всей его жизни, потому что мытари в те времена в еврейском народе считались людьми последними, они жили неправедно, грабили, обманывали и были, как правило, корыстолюбивы, лицемерны и злобны. А мытарь, стоя в храме, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13). И далее Евангелие говорит нам о том, что он ушел домой оправданным, а фарисей — осужденным. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, — говорит нам Господь, — а унижающий себя возвысится (Лк.18:14).

Эта притча всем нам великое вразумление, чтобы каждый из нас уже сегодня положил начало покаянию, начало очищению своей души, чтобы мы посмотрели внутрь себя, в свое сердце. Нет такой высоты, с которой невозможно было бы не упасть, и нет такого греха, беззакония и неправедной жизни, с которых не было бы восстания. Поэтому Господь в Евангелии укоряет фарисея не за праведные дела, но за то, что он превозносится этими делами и свое спасение души полагает на внешние добродетели. Мытаря Он отнюдь не хвалит за то, что он пришел с бездной беззаконий. Мытари были ставленниками римских оккупантов: они собирали подать со своего народа, были жестокими, немилосердными и кровожадными. И вот этот мытарь одумался и решил, что не может так дальше продолжаться, нельзя жить в беззаконии и грехах, на чужом несчастье своего счастья не построишь — сколько бы денег ни собирал, каким бы богатым ни был, все равно счастья в жизни не будет. Счастья без Бога еще никто не построил.

И вот пришел он в храм, чтобы припасть здесь к стопам Божиим, потому что нельзя «заработать» милости Божией — она дается даром, ее можно только вымолить. Понял он, что не по делам Господь спасает нас, но спасает за наше покаяние и сокрушенное сердце, за наши слезы, за истинное самопознание, за наше непревозношение. Мытарь встал в конце храма и глаз не мог поднять, только повторял: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Не смотрел по сторонам: кто как молится и благодарит Бога, кто как Бога хвалит, а смотрел только на самого себя, потому что видел только свою душу, запятнанную грехом. И видел перед собой только одно бесконечное милосердие Божие. Господь хвалит его за то, что не испугался он Бога, не стал оправдываться, не стал объяснять свои грехи обстоятельствами жизни, не сваливал свою вину на других людей, на время, на то, что он это делает по чьему-то приказанию, но только твердил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Мы часто с легкостью бросаемся словами: «Да он фарисей!» Между тем фарисеи были ревностными людьми — они жили верой отцов, любили Писание и старались исполнять его до последней буквы, ревновали о посте и молитве, о десятине и милостыне. Так что сегодняшний фарисей правильно о себе говорит: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк.18:12). Он все, казалось бы, делал по Закону и на самом деле по своей праведности был не из последних людей. Но потом осудил другого человека и всю его жизнь и в результате сам ушел осужденным. Отсюда следует вывод, что все наши добрые дела, исполнение евангельских заповедей, пост, молитва, любовь к храму, милостыня — все это, в конце концов, может стать причиной тайной гордыни, превозношения. И тогда все эти благие труды перечеркиваются, как они были перечеркнуты у фарисея, который действительно вел праведную жизнь. Еще эта притча учит, что никогда, ни при каких обстоятельствах мы должны не превозноситься над теми людьми, которые не постятся, не молятся или вообще далеки от храма.

Не надо осуждать других людей, потому что мы не знаем обстоятельств их жизни. Вспомним прекрасные слова афонского старца Паисия: «Всегда надо искать добрый помысел, постараться оправдать человека». Увидел согрешающего человека — подумай, что может быть, у него давление подскочило или сердце беспокоит, может быть, неприятности на работе или вообще у него больная печень. Словом, постарайся найти причину, чтобы сгладить, простить, не обратить внимания, и самое главное — не сказать, что он оступился. Есть большая разница, когда мы говорим, что этот человек своровал или что он вор; сказать о человеке, что он пьет или что он пьяница. В первом случае осуждается грех, а во втором — все устроение человека, на нем ставится крест, на него вешается ярлык.

Господь в Евангелии часто напоминает нам о том, чтобы мы не смотрели на грехи других людей, и говорит: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7:5). Давайте учиться у святых отцов. Авва Дорофей привел замечательный пример, как мы должны поступать, видя тот или иной грех в нашем брате или сестре. Однажды пришел монах в келью к другому брату и увидел у него беспорядок, неряшливую обстановку, грязь и сказал: «Этот брат так занят молитвой, так много думает о небесном, что ему даже некогда подумать о земном». А потом зашел в другую келью, в которой образцовый порядок, чистота, и некоторая даже изысканность, можно бы осудить, а он смотрит и говорит: «Как чисто и красиво в келье этого брата, так чиста и красива его душа». Так должны поступать и мы: что бы в жизни ни увидели друг у друга, надо стараться мысленно оправдать человека, думать о том, что именно к этому побудило его, то есть не спешить выносить тот или иной приговор. Вспомните, что об этом сказал Господь: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6:37). Вынося приговор другому человеку, мы выносим приговор самим себе.

Почему так часты трагедии в семье? Потому что мы осуждаем того человека, который рядом с нами, не жалеем, а осуждаем. Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором. Но ведь каждый считает, что он выше другого, что лучше знает, как распорядиться финансами, что у него больше эстетического вкуса, он более образован. Мы все — больше, больше, больше. Больше кого? Жена — мужа, муж — жены? Муж с женой поделить не могут, кто из них больше! И тогда в семью привносится не благодать, не благословение Божье, а разделение. Потому что все живут этим фарисейским духом — духом превозношения.

Святой Исаак Сирин говорит: «Лучше грешник кающийся, чем праведник не кающийся». Это не значит, что мы можем осознанно совершать грехи, а потом покаяться в надежде на прощение. Не надо обольщаться тем, что если мы будем грешить и потом каяться, то Господь простит нам наши грехи: если мы в такое состояние приходим сознательно, тогда прощения мы не получим. Потому что грех произвольный, совершенный в надежде на последующее покаяние, святые отцы назвали хулой на Духа Святаго. Но будем подражать в своей жизни мытарю в покаянии: «Боже! милостив буди мне, грешнику!» Речь идет о том, что гораздо страшнее быть праведником и считать себя не нуждающимся в покаянии.

Иногда в проповедях мы слышим: «Задумайся о себе, кто ты: мытарь или фарисей?» Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, пальцем о палец не ударяем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей и выжимал из них последние соки, то есть пользовался другими людьми. Но когда это до него дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря.

А как часто мы не удерживаем своего языка, который, как пишет апостол Иаков, «прикраса неправды», неудержимое зло, исполненное смертоносного яда, и никто из людей не может укротить этот орган, который портит всю нашу с вами жизнь. Язык — огонь, прикраса неправды; язык … оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак.3:6-8). Нам надо это помнить и следить за своим языком. Это особенно касается женщин, потому что, как сказал один мудрый человек, если ты увидишь двух женщин-христианок, беседующих между собой, то будь уверен, что по большей части они заняты осуждением, пересудами и «перемалыванием чужих косточек». Зачастую не помнят они назиданий святых отцов, которые, видя грех брата, говорили, что не будем о нем судить, потому что нет смысла выходить из собственного дома, в котором мертвец, и идти оплакивать чужого мертвеца. То есть святые отцы свою душу считали мертвецом и думали, что не хватит и всей жизни, чтобы оплакивать свой грех. Мы же иногда сделаем немного духовного в своей жизни и уже думаем, что нет нужды в покаянии.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит всем нам в назидание, что Господь на Страшном Суде не спросит у нас о том, почему мы не творили великих чудес, почему мы не спали на голой земле, почему мы не постились по целой неделе. Но спросит у всех нас о том, почему мы не плакали о себе постоянно, не считали себя великими грешниками и не оплакивали свои грехи. Вот за это каждый из нас на Страшном Суде даст ответ. Потому что ничего великого мы не сделали в своей жизни, мы не сделали больше того, что должны были сделать, как нам сказал об этом Господь: никогда о себе ничего большого не думайте, потому что когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Поэтому всегда все надо делать скромно, со смирением, с осуждением себя, беря пример у святых отцов.

Дай Бог, чтобы притча о мытаре и фарисее послужила нам всем в назидание. Чтобы мы из этого евангельского повествования вынесли для себя урок на всю жизнь — подражать добрым делам фарисея и покаянию мытаря, никого в своей жизни не судить, кроме самих себя, идти путем самоукорения, путем святых отцов, чтобы наследовать жизнь вечную со святыми во веки веков.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: tatmitropolia.ru

Просмотрено (126) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

29 АПРЕЛЯ - 4 МАЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 8:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

17:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Великая Суббота


Последний день перед Пасхой. Торжественный и скорбный. В этот день Церковь вспоминает о сошествии Христа во ад после распятия. День, когда молчит всякая плоть...
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к нему. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи...далее После Литургии Великой Субботы — освящение пасхальных яств (куличей, яиц и пасох). Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ... далее


19:00 - Чтение Деяний святых апостолов.
23:00 - Полунощница с каноном Великой Субботы

Скоро праздник

3 мая - Прп. Александра Ошевенского

Александр Ошевенский (в миру Алексей Никифорович Ошевень; 17 марта 1427 — 20 апреля 1479) — русский христианский подвижник, основатель и первый игумен Ошевенского монастыря (Архангельская область)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее »

30 апреляВеликий Вторник далее » Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

1 маяВеликая Среда далее »

2 маяВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее » Блж. Матроны Московской далее »

3 маяВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Прп. Александра Ошевенского далее »

4 маяВеликая Суббота далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы