Церковный этикет (Викторина)
Написал vichuga-voskr.cerkov.ru | Окт 25, 2015 | Викторины | 1 |
Правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Условно эти правила можно назвать церковным этикетом. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, — с почитанием Бога, с благочестием. Благочестие — это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек <-> Бог), церковный этикет — это горизонталь (человек <-> человек).
Закончить тестирование
0 из 14 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Информация
Все вопросы и ответы показаны ниже. Правильные ответы отмечены зеленым цветом, неправильные красным цветом.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Викторина загружается ...
Вы должны войти в систему или зарегистрироваться, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 14
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Категории
- Без рубрики 0%
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 14
1. Вопрос:
Какие обращения к священнику правильные?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
ПравильноСогласно обычаю Православной Церкви, принята следующая форма обращения к духовенству: ко всем архиереям – Владыко; к патриарху – Ваше Святейшество (Святейший Владыко); к митрополиту и архиепископу – Ваше высокопреосвященство(Высокопреосвященнейший владыко); к епископу – Ваше преосвященство (Преосвященнейший владыко); ко всем священникам – батюшка, отец (имярек), отче; к архимандриту, игумену – «отец наместник» или «отец настоятель»; ко всем остальным священникам и диаконам — Ваше преподобие, к диаконам также – отец диакон (протодиакон и т.п.), отец (имярек).
НеправильноСогласно обычаю Православной Церкви, принята следующая форма обращения к духовенству: ко всем архиереям – Владыко; к патриарху – Ваше Святейшество (Святейший Владыко); к митрополиту и архиепископу – Ваше высокопреосвященство(Высокопреосвященнейший владыко); к епископу – Ваше преосвященство (Преосвященнейший владыко); ко всем священникам – батюшка, отец (имярек), отче; к архимандриту, игумену – «отец наместник» или «отец настоятель»; ко всем остальным священникам и диаконам — Ваше преподобие, к диаконам также – отец диакон (протодиакон и т.п.), отец (имярек).
-
Задание 2 из 14
2. Вопрос:
Как обращаются к жене священника?
ПравильноНеправильно -
Задание 3 из 14
3. Вопрос:
Можно ли передавать свечи во время богослужения, если не можешь подойти к подсвечнику?
ПравильноЕсли храм полон, то и подсвечники, как правило, заполнены горящими свечами. Поэтому лучше не отвлекать людей, ведь они пришли в храм молиться, а не свечи передавать…
НеправильноЕсли храм полон, то и подсвечники, как правило, заполнены горящими свечами. Поэтому лучше не отвлекать людей, ведь они пришли в храм молиться, а не свечи передавать…
-
Задание 4 из 14
4. Вопрос:
Совершаются ли земные поклоны в воскресные дни?
ПравильноЗемной поклон это — «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Св. Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.
Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:
«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.
НеправильноЗемной поклон это — «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Св. Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.
Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:
«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.
-
Задание 5 из 14
5. Вопрос:
При чтении священником разрешительной молитвы верующие склоняют голову под епитрахиль или встают на колени. В какую сторону необходимо при этом кланяться?
ПравильноВо время завершающего исповедь разрешения от грехов кающийся склоняет свою голову – но не перед священником, а перед иконой или Евангелием, символизирующими невидимое присутствие Христа, Который один только имеет власть оставлять грехи. епископ Каллист (Уэр)
НеправильноВо время завершающего исповедь разрешения от грехов кающийся склоняет свою голову – но не перед священником, а перед иконой или Евангелием, символизирующими невидимое присутствие Христа, Который один только имеет власть оставлять грехи. епископ Каллист (Уэр)
-
Задание 6 из 14
6. Вопрос:
В какой части храма во время богослужения принято молиться мужчинам?
ПравильноНеправильно -
Задание 7 из 14
7. Вопрос:
С каким праздником обычно поздравляют друг друга прихожане в воскресный день?
ПравильноВоскресенье — малая Пасха, с ней и поздравляем мы друг друга в этот день в храме.
НеправильноВоскресенье — малая Пасха, с ней и поздравляем мы друг друга в этот день в храме.
-
Задание 8 из 14
8. Вопрос:
Что лучше всего сделать, если вы забыли выключить мобильный телефон и он зазвонил в храме?
ПравильноБезусловно, крайне желательно следить за тем, чтобы мобильный телефон был выключен не только во время богослужения, но и при Вашем нахождении внутри самого храма или часовни. Кроме того, православному христианину не подобает использовать в качестве мелодии для звонка такие звуковые сочетания, которые могут звучать кощунственно, соблазнить или вызвать отрицательные эмоции у окружающих. Тем не менее, если все же Вы забылись и телефон зазвонил, необходимо руководствоваться следующим правилом — свести к минимуму неудобства молящимся. Если Вы можете быстро отключить телефон, нужно сделать это, а если нет — как можно быстрее покинуть храм, не мешая, по возможности, остальным участникам богослужения.
НеправильноБезусловно, крайне желательно следить за тем, чтобы мобильный телефон был выключен не только во время богослужения, но и при Вашем нахождении внутри самого храма или часовни. Кроме того, православному христианину не подобает использовать в качестве мелодии для звонка такие звуковые сочетания, которые могут звучать кощунственно, соблазнить или вызвать отрицательные эмоции у окружающих. Тем не менее, если все же Вы забылись и телефон зазвонил, необходимо руководствоваться следующим правилом — свести к минимуму неудобства молящимся. Если Вы можете быстро отключить телефон, нужно сделать это, а если нет — как можно быстрее покинуть храм, не мешая, по возможности, остальным участникам богослужения.
-
Задание 9 из 14
9. Вопрос:
Как нужно воспринимать искушения в храме: неправильные действия других людей, неуместные просьбы, наивные вопросы, неприятные инциденты и т.п.?
ПравильноКо всему происходящему в храме вокруг Вас нужно подходить с рассуждением, мысленно задавая себе вопрос: действительно ли здесь необходимо мое вмешательство и каковы будут его последствия? Если Вы видите, чтокто-то в самом деле нуждается в помощи, то подсказать тактично и с любовью (конечно, если Вы уверены, что знаете правильный ответ) — значит совершить по-настоящему христианский поступок. Однако если по поведению можно догадаться, что Ваши слова вряд ли будут восприняты как должно и приведут только к спорам и безчинию — лучше просто помолиться за этого человека, но не вступать с ним в пререкания. Другое дело, если имеет место явное нарушение благочестия, богохульство, кощунство, пропаганда иной веры, ереси, раскола, суеверий или открытый соблазн — тогда, невзирая на реакцию творящих подобное, пресечь его — наш долг. Однако и его нужно исполнить с чувством христианского достоинства, не опускаясь до брани, оскорблений и тому подобных действий, несовместимых со званием православного верующего. Кроме того, такие наши поступки почти неизбежно вызывают в душе целый рой страстей — от гордости и тщеславия до раздражения и злобы. Помня это, лучше всего непрестанно молиться про себя, исповедуя перед Богом свое намерение и повергая свои дела и их последствия всецело в руки Божии.
НеправильноКо всему происходящему в храме вокруг Вас нужно подходить с рассуждением, мысленно задавая себе вопрос: действительно ли здесь необходимо мое вмешательство и каковы будут его последствия? Если Вы видите, чтокто-то в самом деле нуждается в помощи, то подсказать тактично и с любовью (конечно, если Вы уверены, что знаете правильный ответ) — значит совершить по-настоящему христианский поступок. Однако если по поведению можно догадаться, что Ваши слова вряд ли будут восприняты как должно и приведут только к спорам и безчинию — лучше просто помолиться за этого человека, но не вступать с ним в пререкания. Другое дело, если имеет место явное нарушение благочестия, богохульство, кощунство, пропаганда иной веры, ереси, раскола, суеверий или открытый соблазн — тогда, невзирая на реакцию творящих подобное, пресечь его — наш долг. Однако и его нужно исполнить с чувством христианского достоинства, не опускаясь до брани, оскорблений и тому подобных действий, несовместимых со званием православного верующего. Кроме того, такие наши поступки почти неизбежно вызывают в душе целый рой страстей — от гордости и тщеславия до раздражения и злобы. Помня это, лучше всего непрестанно молиться про себя, исповедуя перед Богом свое намерение и повергая свои дела и их последствия всецело в руки Божии.
-
Задание 10 из 14
10. Вопрос:
Если через месяц после праздника Пасхи к вам обращаются с пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», то:
ПравильноПраздник пасхи продолжается 40 дней, соответственно, пасхальное приветствие вполне уместно всё это время.
Пасхальное настроение также может быть свойственно подвижникам веры в любое время года.
«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, — говорил святой Серафим Саровский. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе !» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».НеправильноПраздник пасхи продолжается 40 дней, соответственно, пасхальное приветствие вполне уместно всё это время.
Пасхальное настроение также может быть свойственно подвижникам веры в любое время года.
«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, — говорил святой Серафим Саровский. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе !» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». -
Задание 11 из 14
11. Вопрос:
Для чего принято целовать руку священника и епископа после благословения?
ПравильноВерно: Иное. Целование руки это древний христианский обычай, не имеющий ничего общего с церемониалом царского двора (когда целовали руку царям), или какими-то иными человеческими установлениями. Во время богослужения епископ символизирует Христа. Целование руки епископа во время богослужения (а в Греции преимущественно сохраняется такое целование) символизирует, что верующие целуют руку как бы Самого Господа и Спасителя. Но по вполне понятным благочестивым мотивам, целование руки перешло из богослужения и вообще в жизнь. Сейчас при встрече с владыкой положено просить его благословения и целовать ему руку.
Со священниками почти так, но не совсем так. Хотя сейчас мы говорим, что целуя руку священника, лобзаем десницу Господа, с богословской точки зрения это не совсем верно. Священник символизирует не Христа, а апостола. Целование руки священника скорее выражает идею отцовства, наставничества.
С глубокой древности, в знак почтения и любви к отцу, учителю, целовали их руку. Вот священник и является таким отцом (мы его даже называем отец ИМЯ) и наставником нашим. Но в первую очередь даже отцом, что мы находим, например, у апостола Павла: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1 Кор. 4, 14-15).НеправильноВерно: Иное. Целование руки это древний христианский обычай, не имеющий ничего общего с церемониалом царского двора (когда целовали руку царям), или какими-то иными человеческими установлениями. Во время богослужения епископ символизирует Христа. Целование руки епископа во время богослужения (а в Греции преимущественно сохраняется такое целование) символизирует, что верующие целуют руку как бы Самого Господа и Спасителя. Но по вполне понятным благочестивым мотивам, целование руки перешло из богослужения и вообще в жизнь. Сейчас при встрече с владыкой положено просить его благословения и целовать ему руку.
Со священниками почти так, но не совсем так. Хотя сейчас мы говорим, что целуя руку священника, лобзаем десницу Господа, с богословской точки зрения это не совсем верно. Священник символизирует не Христа, а апостола. Целование руки священника скорее выражает идею отцовства, наставничества.
С глубокой древности, в знак почтения и любви к отцу, учителю, целовали их руку. Вот священник и является таким отцом (мы его даже называем отец ИМЯ) и наставником нашим. Но в первую очередь даже отцом, что мы находим, например, у апостола Павла: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1 Кор. 4, 14-15). -
Задание 12 из 14
12. Вопрос:
Берут ли в качестве приветствия благословение у священников в присутствии архиерея?
ПравильноСуществует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.
НеправильноСуществует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.
-
Задание 13 из 14
13. Вопрос:
Во время каждения диаконом или священником храма (по периметру) он попеременно кадит иконы и прихожан. При этом прихожане кланяются в ответ на каждение. Нужно ли поворачиваться вокруг своей оси вслед за священнослужителем?
ПравильноВо время каждения диаконом или священником храма (по периметру) не нужно «крутиться вокруг своей оси». Нужно помнить, что к алтарю не принято поворачиваться спиной.
«Достаточно поклониться во время каждения, когда священнослужитель находится в ближайшей к вам точке: если вы стоите в правой части храма, то, когда он совершает каждение, — справа, если в левой — слева. Когда кадящий разворачивается кадилом в сторону церковного народа, тогда и нужно сделать поясной поклон. Не нужно поворачиваться на триста шестьдесят градусов в зависимости от перемещения священнослужителя по храму».
протоиерей Максим КозловНеправильноВо время каждения диаконом или священником храма (по периметру) не нужно «крутиться вокруг своей оси». Нужно помнить, что к алтарю не принято поворачиваться спиной.
«Достаточно поклониться во время каждения, когда священнослужитель находится в ближайшей к вам точке: если вы стоите в правой части храма, то, когда он совершает каждение, — справа, если в левой — слева. Когда кадящий разворачивается кадилом в сторону церковного народа, тогда и нужно сделать поясной поклон. Не нужно поворачиваться на триста шестьдесят градусов в зависимости от перемещения священнослужителя по храму».
протоиерей Максим Козлов -
Задание 14 из 14
14. Вопрос:
Вы приглашены на именины настоятеля собора, протоиерея Андрея. Матушка накрыла праздничный стол, собрались гости. Вам выпала честь поздравить любимого батюшку от лица прихожан, после того, как его маленькие дети поздравят папу. Что в поздравлении будет совершенно неуместно?
ПравильноИсходя из вопроса, жена настоятеля (матушка) пока жива, также она не приняла постриг и не ушла в монастырь. Поэтому преждевременно желать настоятелю епископского сана, который в наше время возможен только для монахов.
НеправильноИсходя из вопроса, жена настоятеля (матушка) пока жива, также она не приняла постриг и не ушла в монастырь. Поэтому преждевременно желать настоятелю епископского сана, который в наше время возможен только для монахов.
Просмотрено (648) раз
СПАСИ ГОСПОДИ!